Образование

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Казанский ГМУ, сохраняя ценности отечественного образования и культуру казанской медицинской школы, постоянно стремится к улучшению своей образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями. Университет реализует 2 программы бакалавриата, 7 программ специалитета, 2 – магистратуры, 47 программ ординатуры и 39 – аспирантуры, 3 программы среднего профессионального образования. В Университете разработаны программы дополнительного образования для школьников, программы дополнительного профессионального образования, образовательные программы для системы непрерывного медицинского образования.

Казанский ГМУ является единственным медицинским вузом России, прошедшим международную аккредитацию по стандартам Всемирной Федерации Медицинского Образования (WFME) (2019), институциональную аккредитацию и аккредитацию программы резидентуры «Внутренние болезни» одним из признанных мировых лидеров медицинского образования – Королевским колледжем врачей и хирургов Канады (2017, 2019). Казанский ГМУ – единственный российский медицинский университет, включенный в США в список зарубежных медицинских школ, выпускники которых могут сдавать лицензионные экзамены на медицинскую практику (https://www.ecfmg.org/certification-requirements-2021-match/pathway-3-schools.php). Наличие международных аккредитаций повышает глобальный имидж и узнаваемость бренда, а также дает выпускникам уникальные возможности по трудоустройству на международном медицинском рынке.

В Казанском ГМУ на междисциплинарной основе создан Центр исследования медицинского образования для экспертизы и постоянного измерения эффективности образовательных новаций. В Университете работает Совет обучающихся по качеству образования, обеспечивающий непрерывную обратную связь, участие студентов в оценке образовательных программ и методов обучения.

Привлекательность Казанского ГМУ доказана лучшими в Республике Татарстан позициями Казанского ГМУ по качеству приема, ежегодным увеличением приема иностранных граждан на платной основе. Высокие оценки по итогам профессиональной аккредитации специалистов, востребованность выпускников на рынке труда свидетельствуют о наличии условий для качественного образования. Способность Университета развивать таланты подтверждается тем фактом, что все 3 сезона проведения Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал», по абсолютному количеству победителей и призеров Казанский ГМУ, имея относительно небольшой контингент студентов, занимает первое место среди вузов Республики Татарстан и второе место в стране по группе медицинских вузов. Студенты, ординаторы и аспиранты Казанского ГМУ неизменно успешно выступают на международных и российских конференциях и олимпиадах.

Основная цель образовательной деятельности: проектирование и реализация Казанским ГМУ образовательных программ, соответствующих лучшим международным стандартам, предоставление студентам современных инструментов обучения, доказавших свою эффективность, обеспечение среды для формирования профессиональной идентичности и подготовки специалистов, конкурентоспособных на глобальном рынке социально – медицинских услуг.


Электронные ресурсы поддержки образования

В Казанском ГМУ в 2013 г. открыта образовательная платформа и создаются курсы дистанционного обучения по всем дисциплинам и практикам согласно учебным планам в качестве ресурсов для самостоятельной подготовки обучающихся. В 2020–2021 учебном году функционируют 1673 курса дистанционного обучения.

Курсы дистанционного обучения формируются на образовательной платформе LMSMoodle. Они включают: мотивационное видео, интерактивные и видеолекции, навигатор по прохождению курса, глоссарий, презентации лекций, ссылки на методические разработки, оценочные средства в виде тестов, клинических кейс-задач, контрольных вопросов в интерактивных лекциях, клинических протоколов, ссылки на онлайн лекции и т.п.

Особую актуальность курсы дистанционного обучения получили в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19, когда все образовательные организации вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Курсы дистанционного обучения дали возможность всем студентам, в том числе и иногородним и постоянно проживающим в других странах, оставаться включенными в учебный процесс.

Образовательный портал высоко оценивается студентами и стал важным элементом, способствующим лучшему усвоению знаний.


CyberPatient

Для обучения иностранных студентов, которые 6 лет в Казанском ГМУ учатся на английском языке, активно используется программный продукт «CyberPatient».

Программное обеспечение «CyberPatient» является интерактивной программой для онлайн-моделирования клинических случаев, которое предоставляет студентам медицинских вузов возможность взаимодействовать с виртуальными пациентами, начиная от сбора анамнеза и физикального осмотра и заканчивая выпиской из больницы. В настоящее время всем студентам Казанского ГМУ предоставлен бесплатный доступ к данной программе.

Существует огромный разрыв между получением теоретических знаний и практическим обучением в медицинских вузах. Подходящего инструмента для ликвидации этого пробела нет.В результате у студентов-медиков нет иного выбора, кроме как получать практические знания в основном из книг, что затрудняет вход в клиническую практику более подготовленным. Неготовые и менее уверенные в себе студенты-медики могут создать ненужные риски для пациентов и в крайнем случае их действия могут привести к непоправимым ошибкам.

CyberPatient сокращает разрыв между теорией и медицинской стационаром, предоставляя студентам-медикам интерактивную платформу обучения, состоящую из различных медицинских историй болезни для практики по всем нозологиям. Студенты могут отточить свои способности к ведению истории болезни, физикальному обследованию, диагностике, лечению и последующему наблюдению за пациентами. Это повышает их способность принимать решения и компетенции в виртуальной клинической среде, имитирующей реальный опыт.

С помощью «CyberPatient» студент-медик сможет:практиковать свои навыки принятия клинических решений в любое время, в любом месте, так часто, как захочет; по-разному вести клинические случаи и наблюдать различные результаты и последствия своих решений; построить и освоить полный спектр компетенций для того, чтобы уверенно войти в клиническую практику; Казанский ГМУ совместно с канадскими коллегами проводит исследования по эффективности использования виртуальных пациентов в медицинском образовании, публикует статьи, представляет доклады на международных конференциях.


Казанский ГМУ – отраслевой центр-спутник Университета Иннополис в области «Здравоохранения»

В рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» при Университете Иннополис открыт опорный образовательный центр по направлениям цифровой экономики.

Казанский ГМУ стал отраслевым центром-спутником Университета Иннополис в области «Здравоохранения». При отборе учитывался имеющийся успешный опыт подготовки и переподготовки специалистов в отрасли «Здравоохранение»; наличие актуализированных учебно-методических комплексов, соответствующей материально-технической базы и программного обеспечения; научные разработки в данной сфере; заключенные договоры с предприятиями индустрии и т.д.

На базе центра сформирован Консорциум медицинских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которые разрабатывают новые и модернизируют существующие образовательные программы для подготовки специалистов, обладающих компетенциями информационных и цифровых технологий.

В качестве центра-спутника Казанский ГМУ будет осуществлять методическое сопровождение участников Консорциума по направлению «Здравоохранение»; адаптировать образовательные программы под региональные потребности отрасли в траектории цифровой трансформации, внедрять их и апробировать; привлекать профильные организации из реального сектора экономики к разработке программ высшего и среднего образования с ориентацией на современные требования; проводить переподготовку кадров российской системы профобразования и др.


 Практическая подготовка

При обучении медицине самое важное значение имеет практическая подготовка. Студенты половину учебного времени проводят в клиниках, осваивая во взаимодействии с медицинскими работниками у постели пациента основные правила, культуру, ценности профессиональной деятельности. Поэтому наличие достаточного количества клинических баз, пространства для обучения студентов и ординаторов, рабочих позиций, на которых функции могли бы выполнять обучающиеся, становится важным фактором качества обучения.

С целью повышения качества подготовки студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», в контексте совмещения практического обучения студентов с выполнением реальных функциональных обязанностей в отделениях лечебных учреждений Казанский ГМУ с 2018 года реализует проекты «Организация практической подготовки студентов 6 курса и ординаторов на базе медицинских организаций г. Набережные Челны и г. Альметьевск»

Задачи проекта: создание и апробация новых образовательных технологий; приближение практического обучения студентов к местам будущей работы; формирование команд для подготовки специалистов по высокотехнологичным видам медицинский помощи для обучения в целевой ординатуре/аспирантуре; развитие кадрового потенциала медицинских организаций гг. Набережные Челны и Альметьевск; повышение престижа КГМУ и медицинских организаций гг. Набережные Челны и Альметьевск как создателей уникальной модели практического обучения на выпускном курсе.

Ресурсы и возможности:

1. Наличие в контингенте студентов Казанского ГМУ жителей г. Набережные Челны, Тукаевского р-на, г. Альметьевска в том числе – целевиков и т.д.

2. Многопрофильность медицинских организаций и профессиональный кадровый состав.

3. Высокие стандарты качества в медицинских организациях, участвующих в проекте.

4. Наличие образовательного портала Казанского ГМУ, системы телекоммуникаций, позволяющих поддерживать образовательный процесс.

5. Наличие у студентов права (документально подтвержденного) на занятие должностей среднего медицинского персонала.

6. Возможность создания базовых кафедр согласно ст.27 Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ.

Опыт реализации проекта в 2018–2020 гг. показал высокую удовлетворенность обучающихся, персонала медицинских организаций. Участники проекта на экзаменах и итоговой аттестации показывают высокие результаты.

   


Совершенствование коммуникативных умений обучающихся

В Казанском ГМУ уделяется огромное внимание формированию у студентов профессиональных качеств медицинского работника, включающих не только фундаментальные знания естественных и клинических наук, но и моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы. Коммуникативные умения формируются на всем протяжении обучения: на отработку навыков коммуникации в различных ситуациях нацелены такие дисциплины, как биоэтика, социология здравоохранения, психология и медицинская психология, тренинг «Стандартизированный пациент», иностранный язык. В Казанском ГМУ есть своя особенность: здесь студентов учат выполнять профессиональные функции с использованием татарского языка.

Основная цель обучения татарскому языку в Казанском ГМУ – формирование у студентов компетенции общения с пациентами с родным татарским языком. Для достижения этой цели обучение сконцентрировано вокруг первичных элементарных навыков говорения и направлено на освоение компетенций профессионального общения. Главное – вывести студента на уровень коммуникации, т.е. научить передавать и воспринимать несложные сообщения, задавать вопросы, понимать и уточнять жалобы больного, разъяснить пациенту назначения.

В целях реализации в Казанском ГМУ Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан ежегодно проводится Республиканская олимпиада по татарскому языку и медицинской терминологии «Ак халатлы фəрештəлəр» («Ангелы в белых халатах») среди студентов и учащихся высших и средних медицинских учебных заведений Республики Татарстан.

В 2016 г. Казанский ГМУ выступил организатором Первой общественной образовательной акции «Бердәм диктант», призваннойпривлечь внимание людей к сохранению, изучению родного языка, к вопросам грамотности по татарскому языку и продолжает работу в этом направлении, ежегодно принимая активное участие в общественных образовательных акциях «Тотальный диктант» и «Татарча диктант».

С 2013 г ежегодно проводится заочная Республиканская научно-практическая конференция студентов высших и средних учебных заведений и общеобразовательных школ «Глобальлэшу шартларында милли тел hэм мэдэният» («Национальный язык и культура в условиях глобализации»).

В Казанском ГМУ ведется большая внеаудиторная воспитательная работа, основными аспектами которой являются организация работы по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан, укреплению национально-языковой стабильности, воспитанию культуры толерантности в обществе. Студенты с большим интересом и желанием участвуют в работе секции любителей татарского языка «Без татарча сөйләшәбез!», проводятся литературные вечера с современными писателями, поэтами, традиционные конкурсы плакатов, выставки рефератов, олимпиады, приуроченные к 21 февраля – Международному Дню Родного языка, организуются посещения музеев народного поэта Габдуллы Тукая, великого татарского просветителя Каюма Насыйри, в театры им. Галиаскара Камала, Карима Тинчурина и т.д.

В основные образовательные программы для формирования билингвальных специалистов включена дисциплина «Татарский язык».