Ответы ректора на вопросы обучающихся КГМУ

Подписано простой электронной подписью: Гатиятуллина Лилия Зуфаровна.

24 марта 2016 года в Актовом зале  Казанского государственного медицинского университета состоялась очередная встреча ректора А.С. Созинова с обучающимися Казанского ГМУ. Ни один вопрос, интересующий обучающихся, не остался без ответа.

1. Как вы считаете, возможно ли свободное посещение лекций в вузе? Можно ли ожидать, что на образовательном портале будет выкладываться весь лекционный курс по дисциплинам?

Ответ: Свободное посещение лекций, конечно, возможно. Мы уже поставили перед кафедрами задачу по размещению лекционного материала на образовательном портале. Наверное, это пока не будут все авторские курсы, но для каждой специальности комплект всех лекций кафедры должен быть. Постепенно отработка лекций будет происходить на портале. Это не только просмотр презентации, а выполнение заданий.

Свободное посещение, на мой взгляд, возможно тогда, когда и преподаватели, и студенты придут к пониманию того, что результатов можно добиться только при активной самостоятельной работе.  Пока, на мой взгляд,  нельзя говорить о том, что мы полностью готовы отказаться от обязательного посещения с последующей отработкой пропущенных занятий. Почему? Преподаватели (многие) пока убеждены, что только присутствие студента на всех занятиях обеспечивает освоение материала. Студенты мало занимаются самостоятельно. Это показывает посещение студентами библиотеки, электронных ресурсов.

Переход к свободному посещению лекций, наверное, в ближайшие годы будет. И будет это сопровождаться усилением требований к знаниям студента.

2. Многие лекции для педиатрического факультета проводятся в стенах клиники им. Меньшикова. Однако в лекционном зале отсутствует проектор. Возможно ли решить данную проблему?

Ответ: Проектор заказан. Будет в ближайшее время.

3. Как можно терпеть ту обстановку со сдачей экзаменов на кафедре инфекционных болезней. Невозможно нормально сдать когда говорят что вы не сдадите?

Ответ: Мы просим прощения, если преподаватели где-то ведут себя с нарушением преподавательской этики. Никто не запрещает вам сообщать о случившихся фактах администрации вуза. Все избираются на преподавательские должности на конкурсной основе.

2. Блок – «Практика»

Здравствуйте, Алексей Станиславович.Скажите, пожалуйста, почему студентов заставляют (именно принудительно) проходить  летнюю практику по месту прописки? Ведь в какой-то степени это является ущемлением их прав!? Поступая в университет, студент рассчитывает не только получить ценный теоретический опыт, но и практический, в соответствии с последними достижениями в медицине. Ведь клинические базы в Казани более развиты, нежели на периферии той же республики Татарстан. Конечно, все мы понимаем, что количество студентов немалое, но среди них есть те, кто целенаправленно хочет проходить производственную практику именно в Казани, но ему это сделать запрещают. Вопрос с целевиками понятен, им нужно будет возвращаться в свои регионы, но остальным?

Спасибо.С уважением, студент лечебного факультета, 3 курс.

Ответ: Согласно приказа МЗ РФ №1383 от 27.11.2015 г. «Об утверждении положения о практике обучающихся осваивающих ОПОП ВО» конкретный способ проведения практики (стационарная, выездная) регламентируется организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО. В соответствии с ФГОС ВО практики проводятся в сторонних организациях - медицинских и научных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки (специальности).

Приказом МЗ РФ от 22.08.2013 г. N 585н «Об утверждении порядка участия обучающихся по ОПОП и ДПО в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности» (п.8)регламентируется, что организация, осуществляющая деятельность в сфере охраны здоровья, в которой обучающиеся участвуют в оказании медицинской помощи гражданам, должна оказывать содействие в максимальном формировании, закреплении, развитии практических навыков и компетенции у обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Согласно п. 7. Приказа МЗ РФ от 03.09.2013 г. N 620н «Об утверждении порядка Организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования»практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, осуществляется при создании указанными организациями условий для успешного выполнения обучающимися всех видов учебной деятельности соответствующего периода учебного плана основной профессиональной образовательной программы. С учетом вышеуказанных нормативных документов все базы практик перед началом практики подлежат паспортизации руководителями практики от КГМУ, в результате чего оценивается возможность получения на базе соответствующих практических навыков.  Организация практики в нашем ВУЗе регламентируется локальным нормативным актом, а именно Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования КГМУ (от 27.06.2015 г.), где приведены основные требования к практике студентов. Так, согласно п. 3.7, распределение студентов по базам практики осуществляется курсовым руководителем практики от КГМУ.

Для решения вопросов распределения по базам практики ведется индивидуальная работа с руководителями практики. Координация студентов, имеющих вопросы касательно распределения по базам практики проводится также в отделе учебно-производственной практики и клинической работы.

3. Блок – «Аккредитация»

1. Многие преподаватели пугают отработкой 3 лет в поликлиниках сразу после обучения. Так ли это? Чего ждать после получения сертификата врача общей практики?

Ответ: Категорических требований в нормативных документах по обязательности отработки в практическом здравоохранении перед поступлением в ординатуру и аспирантуру нет. Обсуждения в профессиональных медицинских сообществах на эту тему действительно происходят. В 2016 году выпускники фармацевтического и стоматологического факультетов, а с 2017 года и остальные медицинские факультеты проходят процедуру аккредитации, при успешном прохождении которой врач может приступить к работе по специальности, полученной им согласно диплому. «Врач общей практики» или «педиатр общей практики» - это специалист, который может работать в поликлинике. Соответствующие навыки и компетенции им получены.

2. Среди медицинского сообщества (как в сети Интернет, так и среди профессорско-преподавательского состава КГМУ) ходит много слухов относительно студентов, обучающихся по ФГОС-3. Не могли бы Вы поделиться актуальной на сегодняшний день информацией относительно нашей судьбы после окончания 6 лет специалитета?

Ответ: Основным отличием ФГОС-3 является компетентностный подход к результатам образования. В связи с этим проведены системные изменения основной образовательной программы и ее основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса. Одним из самых важных преимуществ использования результатов образования взамен описания задач является то, что результаты образования представляют собой четкие формулировки того, что должен достичь студент и как он будет демонстрировать данное достижение.

Актуальным изменением для обучающихся по ФГОС-3 в специалитете является упразднение интернатуры с 01.01.2017 года. Образовательными программами дополнительного профессионального образования остаются ординатура и аспирантура.

4. Блок – «Разное(+)»

1. Очень часто встречаются обучающиеся нашего вуза, которые курят вблизи учебных зданий Казанского ГМУ. Как можно это предотвратить?

Ответ: Данная «проблема» регламентируется федеральным законодательством: Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Почему были отданы 2 здания нашего университета КФУ?

Ответ: Скорее всего, речь идет о 2 зданиях бывшего военного госпиталя по ул. Н. Ершова, которые были переданы с баланса Республики Татарстан в собственность Казанского ГМУ с целью создания крупного научного-исследовательского центра. К сожалению, средств на развитие научного центра из федерального бюджета за 2014-2016 гг. выделено не было, и в обозримом будущем создание центра не планируется. В связи с этим администрацией университета было принято решение обратиться к руководству Республики Татарстан с просьбой принять на баланс вышеупомянутые здания. Дальнейшая их судьба определяется руководством республики.

3. Планируется ли восстановление общежития № 2?

Планируется, однако, проектная стоимость восстановления общежития №2 довольно дорога, т.к. здание является памятником архитектуры. Федеральных средств не выделяется. Мы рассматриваем и другие варианты «восполнения коечного фонда» - было обращение к руководству города об обмене здания общежития на аналогичное, находящееся на балансе города. К сожалению, на данный момент такой возможности не представляется.

5. Блок – «Хозяйственные»

1. После долгожданного ремонта в УЛК на Толстого 6/30 было обнаружено, что вентиляция заложена кирпичом. После великолепного преображения УЛК-НУК судя по духоте и температуре воздуха в лекционных аудиториях (особенно в солнечные дни), есть предположения, что произошло то же самое...

Проветривания в перерывах между лекциями проводятся, однако вызывают неблагоприятные сквозняки и малоэффективны, т.к. жалюзи, к сожалению, есть не на всех окнах, и замещённые объёмы воздуха в ходе лекции вновь быстро нагреваются на солнце.

Такие условия отрицательно сказываются на состоянии здоровья и мешают образовательному процессу.

Возможно ли хоть как-то улучшить данную ситуацию?

Ответ: На сегодняшний день в УЛК на Толстого 6/30 ремонт системы вентиляции запланирован на летний период 2016 года. Осуществление данных работ требует полного освобождения всех помещений. Так же при выполнении данных видов работ возникает большой уровень шума. При проведении данных ремонтно-восстановительных работ все указанные ныне факторы будут существенно мешать учебному процессу.

В Здании УЛК-НУК все вентиляционные каналы полностью восстановлены. На сегодняшний день необходимо произвести закупку и монтаж вентиляционных установок.

2. В общежитиях очень холодно, электрические обогреватели использовать запрещают по правилам техники безопасности. Какими методами можно решить данную проблему?

Ответ: В связи с участившимися жалобами с общежитий о пониженной температуре в общежитиях обслуживающей организации ООО «ТЕХНОСАН» была проведена проверка. Согласно отчета, индивидуальные тепловые узлы работают нормально, температура теплоносителя, поступающая от энергоснабжающих организаций приходит согласно температурному графику. При неоднократных замерах (пирометром) температура в комнатах составляет от 18 до 26 градусов в зависимости от проделанных ремонтах по замене окон и дверей. Тем не менее, мы планируем заменить в общежитиях №3,4,6 полностью внутреннею систему отопления, заменить оконные рамы, утеплить фасады зданий по примеру нового учебного здания, а в Общежитиях №1 и №5, заменить оконные рамы и двери.

3. Парковочных мест возле главного и нового учебных корпусов всегда не хватало, а после запрета на парковку напротив учебного корпуса по ул. Толстого, 6, парковочные места - на вес золота. Будет ли решаться этот вопрос, или студенты продолжат уныло коситься на полупустую парковку "для преподавателей" за шлагбаумом?

Ответ: Сотрудники КГМУ обращаются в административно-хозяйственную часть (приемную проректора по общим вопроса), заполняют заявления для получения разрешения для въезда на территорию парковки НУКа и ГУКа. При положительном решении со стороны проректора по общим вопросам, в электронную программу в базу данных вносят модель автомобиля, гос. номер и номер мобильного телефона владельца, после чего выдается короткий код для въезда – выезда с парковки. Данный код набирается через мобильный телефон пользователя.

На данный момент объем базы данных составляет 500 номеров, из них свободно 11.

Так же парковкой пользуются ряд обучающихся, работающих в совете СНО и в общественных организациях. Ближайшая парковка для студентов находится на ул. Волкова,20, на цокольном этаже жилого дома. Информация о ближайшей парковке имеется на информационном стенде при въезде на парковку со стороны клиники Меньшикова.

Студенты, обучающиеся в КГМУ активно паркуются на площадке с торца здания НУК со стороны библиотеки и по ул. Курашова по левой и правой стороне дороги.

Мы понимаем, что в любом случае мест всем не будет хватать. Нет такого города, который смог бы предоставить парковочные места для каждого. Более того, муниципальные органы власти претворяют в жизнь политику, чтобы в центр города люди добирались на общественном транспорте, тем самым стараясь разгрузить центр города от автомобилей.

4) Что нам даст аккредитация? Сможем ли мы, например,  работать после аккредитации в странах ближнего и дальнего зарубежья? 

Федечкина Мария, лечебный факультет, 6 курс.

Ответ: Процедура аккредитации не связана с работой в Европе. Дело в том, что сейчас врач не несёт юридической ответственности за свои действия, за это отвечает медицинская организация. После аккредитации, именно врач будет нести юридическую ответственность за свои действия. Возможно мы станем свидетелями «ренессанса» профессиональных сообществ врачей. 

5) В деканате мы подняли вопрос об установке пропускного контроля при входе в здания нашего ВУЗа. Будут ли они установлены?

Ситникова Мария, педиатрический факультет, 1 курс

Ответ: Будут. В этом календарном году в основных учебных корпусах, общежитиях будут установлены системы контроля и учета доступа.