Полет
Май традиционно богат событиями в общественной, социальной и научной жизни нашего университета. Не хотелось верить, что в этом году пандемия коронавируса и самоизоляция так легко и необратимо сломают естественный уклад, навязав что-то сумрачное и страшное. Требовалась эмоциональная встряска и положительные эмоции. Случай представился неожиданно.
Утром 4 мая позвонили и пригласили в мэрию Казани на совещание по организации авиационного парада, посвященного празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Обсуждался вопрос возможности группового полета аэростатов над Казанью. Сама по себе идея летать над крупным городом на аэростатах содержит элемент авантюрности: управление только высотой, передвижение только с ветром, сплошные густонаселенные районы и ограниченный запас топлива.
Крайний раз воздушные шары массово были над Казанью в августе 2005 года во время празднования 1000-летия Казани. За прошедшие 15 лет город уплотнился, исчезли зеленые площадки вдоль Казанки. Но как заманчиво подняться на 200 - 300 метров и взглянуть на сегодняшние проблемы с высоты птичьего полета. А еще есть все условия для реализации этого проекта.
С 2004 года в Казанском ГМУ существует воздухоплавательный клуб ТУЛПАР, который дал возможность не одной сотне будущих врачей открыть для себя небо. Так что предложение пришло точно к адресату и вопрос не стоял «лететь или нет», а как успеть организовать за столь короткий срок. Тем более, что одним из условий была транспортировка на внешней подвеске громадных транспарантов: флага Победы, флага России и флага Татарстана. Каждый из них площадью 128 квадратных метров и весом около 50 килограммов. Задача сложная, со многими составляющими и по силам только профессиональной команде. Роль организатора взял на себя клуб ТУЛПАР.
Буквально за сутки были разработаны и изготовлены системы крепления флагов, согласованы разрешения на полет со всеми инстанциями, подобраны 3 аэростата с экипажами. Остальное дело было за погодой. Воздушные исполины любят только спокойную погоду и тихий ветерок, а вечер 9 мая обещал быть ветреным. Старт был назначен на 18.00 от Чаши, напротив Кремля. Но за два часа до полета стало ясно, что проект под угрозой, поскольку сильный ветер с Волги гнул не только деревья, но и флагштоки. Нужно было срочно менять место старта. Опять выручила Alma mater– около спортивной базы Казанского ГМУ на Подлужной есть маленькое футбольное поле, прикрытое от ветра высокими деревьями. На тот момент это было единственное место в Казани с приемлемыми условиями для взлета аэростатов.
Задача стояла сложная – взлететь практически вертикально с маленькой площадки, имея хвост в 16 метров и не зацепиться при этом за 30 метровые деревья и ЛЭП. Первым взлетал тепловой аэростат (пилот Томуров М., Йошкар-Ола), несший знамя Победы. Шар с тремя воздухоплавателями в корзине и 65 килограммами на внешней подвеске был явно перегружен - долго не хотел отрываться от земли и очень медленно набирал высоту. Все, кто участвовал, помогал или просто наблюдал за стартом, затаили дыхание и скрестили пальцы – только бы он не зацепил деревья. Вздох облегчения пронесся, когда полотнище флага прошло в метре над кронами деревьев.
Вторым взлетал аэростат с флагом России (пилот Гилаев Э., Набережные Челны). Идти за лидером уже проще и, несмотря на начавшийся легкий дождь, взлет прошел штатно. Третьему аэростату было доверено нести флаг Татарстана (пилот Булатов С.А., Казань). Повторив маневр своих коллег, старт прошел быстро и четко. В воздухе, как только стартовая суета и напряженность немного отпустили, стало понятно, что шары с акватории Казанки пройдут над мостом Миллениум и далее на жилые районы 39 квартала и авиационный завод. Неприятным моментом было то, что сзади нас догоняла огромная косматая синяя туча. Встречаться с ней никакого резона не было и началась гонка. Хотя по отношению к полетам на аэростатах это слово имеет специфическое значение. Воздушный шар движется вместе с воздушной массой, поэтому ускориться или отстать практически невозможно. Туча тоже перемещается ветром, вот только она на высоте 2 км, где скорость потоков высокая, а шары на 200 метрах. Было понятно кто победит в этом соревновании. Оптимальным решением былонайти подходящую площадку и совершить посадку, или туча, догнав нас, доставит много неприятностей. Найти пригодное для посадки аэростатов поле в городе – задача из области фантастики. Плотная застройка, множество электролиний, стройплощадок – вот типичный вид из корзины аэростата.
С высоты птичьего полета Казань такая же красивая как на картинках, расчерченная на квадраты линиями улиц. Почти час мы продолжали неравную борьбу с надвигающейся тучей маневрируя на малой высоте и пытаясь уйти из-под нее. Перелетев жилые районы вышли в район Сухой реки и увидели поля приемлемые для посадки. Первом делом, отцепили транспаранты с внешней подвески. Шары, сразу почувствовав облегчение, рванули вверх, а флаги, подобно сухим листьям, кружась полетели вниз. Интересна реакция местных жителей, наблюдавших за полетом. Первым и по-видимому искренним желанием было забрать транспаранты и унести в неизвестном направлении. Так, что технической группе, ответственной за подбор, пришлось поиграть в погоню и почти силой возвращать городское имущество. А шары тем временем быстро снижались и заходили на посадку. Ветер значительно окреп и посадка оказалась жесткой. Протащив нас на боку корзины по всем кочкам метров 50, он наконец сжалился и отпустил. Можно было выдохнуть, но полное счастье мы почувствовали через несколько минут, когда налетел шквал с дождем. За несколько мгновений шары, машины люди промокли до нитки. Было немного страшновато, что могло случиться, задержись мы в воздухе еще несколько минут. Но победителей не судят – мы выполнили поставленную задачу. А еще каждый воздухоплаватель знает, что если руки, ноги целы, техника не повреждена, то лучшие полеты еще впереди. Так завершилось очередное приключение организованное воздухоплавательным клубом Тулпар Казанского государственного медицинского университета.
материал предоставил зав. кафедрой симуляционных методов обучения С.А. Булатов