Архив новостей университета

Актуальные интервью

Подписано простой электронной подписью: Гатиятуллина Лилия Зуфаровна.

24 августа 2022 года в Казанском государственном медицинском университете состоялся методический семинар для учителей химии общеобразовательных школ республик Татарстан, Марий Эл и Калмыкия «ЕГЭ по химии: как получить высокий балл?». Данный семинар проведен в рамках реализации мероприятий Программы «Приоритет-2030» и Программы развития Казанского ГМУ на 2021-2030 годы. Образовательный проект КГМУ «Научно-педагогический потенциал учителей медицинских классов» направлен на изучение и распространение передового опыта в подготовке учащихся медицинских классов, получивших на Едином государственном экзамене по профильным предметам более 85 баллов.

Главный эксперт семинара - Станислав Владимирович Борисевич. С 2015 года  он возглавляет комиссию по проверке ЕГЭ по химии в Республике Татарстан.

 - Станислав Владимирович, как, по-вашему, стоит готовить к экзамену учащихся - высокобалльников?

- Вопрос объемный и непростой. Много факторов влияет на результат ученика на экзамене: это может быть и случай, и сама мотивация школьника. Работа учителя в данном случае - только поддерживать, так как высокий балл достигается желанием, которое должно быть у самого ученика, и огромным трудом. Когда мы задумываемся, что именно важно для учителя в  подготовке такого ученика, мы понимаем, что необходимо прежде всего, найти такого ученика. Работа начинается с 8 класса, когда дети приходят впервые на уроки по химии. Если им становится интересно, если в них загорается какая-то искорка, тогда это может со временем перейти в устойчивое желание.

Я работаю со школьниками 10 и 11 классов, в этом возрасте уже видны заинтересованные дети. С ними нелегко, но интересно работать. Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, надо долго и систематически трудится. Это результат не одного месяца или года работы. Необходимо начинать с азов, так как это очень большой объем материала.

Когда начинаешь думать, какие же экзамены нужно сдавать школьникам, которые поступают в мед, почему именно химия. Биология, понятно, так как будущая профессия связана с живыми людьми. Химия - она немного более абстрагирована. Я не врач, и мне сложно сказать, насколько действующему врачу полезны знания химии. Но, как я понимаю, школьная химия далека от того, что происходит в живых организмах.

Все гораздо сложнее. Тем не менее, если школьник научился достигать результатов в химии, то это очень хороший показатель, так как  химия не такая абстрактная наука, как математика или физика. Физические и математические задачи имеют всегда верное, точное решение. С химией сложнее, она ближе к жизни, потому что врач, сталкиваясь с реальными людьми, должен быть готов к тому, что одного идеального решения нет и невозможно добиться идеального результата. Именно этим хороша и интересна химия. Особенно экспериментальная, где все зависит от маленького штриха. Можно долго готовиться, все продумать, но плохо помыть пробирку или приготовить раствор и смешать не в том порядке вещества, и получится вообще не то вещество. В этом плане химия очень жизненная наука и готовит людей к этим ситуациям. Безусловно, это полезно и для понимания биохимических процессов.

Поэтому я считаю, что самая важная задача учителя - это пробудить интерес, увидеть тех детей, которые реально заинтересованы, и всячески их поддерживать.

А подготовка к ЕГЭ – это  больше технический процесс. Ученик заканчивает школу, и для него это может быть важным моментом. Но пройдет полгода или год, и, мне кажется, актуальность этого момента понизится. ЕГЭ - это техническая ступень, и  она важна, потому что она необходима, чтобы пройти дальше. Надо понимать, что зазубривание, натаскивание на решение стандартных задач – это очень плохая схема. Подготовка к экзамену по любому предмету начинается с того, что необходимо хорошо усвоить материал. И начинать надо очень издалека.

На занятиях по химии отделения довузовского образования КГМУ мы встречаемся со школьниками на разных этапах. Кто-то приходит в 9-м классе, кто-то в 10-м или в 11-м. И мы всегда говорим, что 9 класс - самый лучший, так как 8 класс прошел, и школьник уже понял, интересен ли ему предмет, понятен ли. И именно в этот момент лучше всего начинать, потому что тогда есть время подготовиться систематически и глубоко, так как объем информации, который надо изучить, очень большой. И уже дальше, когда информация более-менее усвоена, начинается существенная работа по шлифовке материала. А это уже 10-11 класс. Здесь уже важно решать как можно больше заданий.

- Какие ошибки чаще всего допускают дети на ЕГЭ по химии?

- Бывает по-разному. ЕГЭ - экзамен очень живой. Его структура, содержание, форма подачи заданий год от года меняются очень сильно, и поэтому некорректно сопоставлять цифры. Но если школьник пытается решать стандартные задания, какие они есть в архивах ЕГЭ - это плохая стратегия. Любое небольшое изменение текста может очень сильно модифицировать задание. Иногда кажется, что какое-то слово незначительно, и его можно пропустить, а оно полностью меняет смысл задания. Если раньше школьник такие задания не встречал, то он это слово просто, что называется, не вычитает и не поймет, о чем идет речь. Если же он решал самые разные задания по форме и содержанию, то он будет готов, что будут разные задания. И стандартные навыки, конечно.

Последнее время сильно возросла роль математики. Если цель – получить более 85 баллов, это значит, что надо решать химические задачи, которые есть, и они есть более простые и более сложные. И если говорить от самом сложном задании, то оно меняет свой порядковый номер и лучше всего с конца его считать. В последнее время нужно владеть математикой чуть выше, чем математика на базовом уровне ЕГЭ по математике. Здесь очень важно уметь решать задачи, вводя переменные, составляя уравнения, даже системы уравнений. После обсуждения с коллегами - математиками я теперь знаю, что решение системы уравнений в объем материала по подготовке по базовому уровню ЕГЭ по математики не входит. Это означает, что математику нужно учить очень хорошо: стандартные операции с дробями, системы линейных уравнений. Это то, что касается математики. И это очень важно.

Опыт показывает, что последние годы много ребят срезается на том, что не могут корректно перевести химическую задачу в математическую проблему. Появился этап, где нужно решить несложную, но чисто математическую задачу. И для многих это проблема, поскольку они ориентированы на химию, биологию. И в меньшей степени на математику, поскольку математику могут сдавать в базовом варианте. Это важно.

Ну и очень важно внимательно читать условия задачи. Я об этом уже говорил. Потому что пропущенные одно-два слова, неверно понятый термин полностью меняют задание. И, к сожалению, часто встречается ситуация: по работе видно, что школьник знает материал, просто он неверно понял вопрос и дал неверный ответ. К сожалению, в письменных экзаменах нет возможности задать дополнительный вопрос и уточнить, понимает ли экзаменуемый материал или нет. Мы проверяем только то, что он написал, и шансов исправить ошибку уже нет.

- Все зависит Учителя?

- На старте очень много зависит от учителя. Практические задания, то, что называют лабораторные работы, очень важны, т.к. есть задания, которые требуют знания принципов протекания реакций, наблюдаемых явлений. И заучивать их наизусть, просто читая книгу, невозможно. Другое дело, когда школьник все увидел своими глазами, а еще лучше сделал - своими руками. Это совсем другой опыт, и материал усваивается гораздо лучше. К сожалению, с этим есть проблемы разного рода: наличие лабораторных практических занятий недостаточно. И если есть возможность где-то дополнительно параллельно школьным урокам этим заниматься, то это, очень поможет.

Вот  такие советы можно дать.

Интервью с учителем химии Лицея №116 г. Казани Щукиной Татьяной Викторовной

 - Татьяна Викторовна , расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я работаю в лицее №116 с 1976 года, в тесной связи с КГМУ - с 1989 года. Стаж большой. За это время через меня прошло очень много учащихся. В свое время я была завучем лицея и была частым гостем в вузе, курировала медицинские классы. В настоящее время только учитель химии. За эти годы подготовила шесть 100-балльников, одна из них в этом году. Много детей получает 97, 98 баллов. В прошлом году девочка получила 99 баллов. Она уже не 100-бальница. Одна ошибка и все.

- Как Вы считаете, какими качествами должны обладать ученики, чтобы получить 100 баллов на экзамене.

- Во-первых, очень сильную нервную систему. Они приходят в аудиторию, садятся за стол и все свои силы бросают на вопросы. Главное -  не волноваться. Умение с собой совладать, быть уверенным в своих силах – одно из главных качеств.

Во-вторых, знания. ЕГЭ ругают, говорят, что это натаскивание. Ничего подобного: мы даем глубокие, хорошие знания по химии. Сейчас даже на тестовую часть не натаскаешь. А вопросы сложные. Нужно давать по два ответа на тесты, а уж вторую часть задания, где нужно показать все свои знания, без глубоких познаний невозможно выполнить. В настоящее время материала, который дается в учебнике, недостаточно, чтобы сдать на 100 баллов. Даже на 90 баллов недостаточно. Поэтому учителю приходится использовать все учебники, чтобы дать единые знания своим ученикам.

В-третьих, умение детей вчитываться в вопросы. Если раньше в заданиях не выделяли жирным шрифтом такие слова, как «не протекает», «не происходит», то в настоящее время это делают. Дети просто пропускали эти слова, не акцентируя на них внимания. Поэтому не все могут сдать на 100 баллов.

Таким образом, чтобы получить 100 баллов, нужно иметь отличные знания, устойчивую нервную систему и заниматься химией и биологией не только в стенах школы, а постоянно работать и работать. Дети, которые остаются у меня после уроков, сидят, занимаются и дают хорошие результаты. Причем 100 балльник -  это не значит, что у них есть репетиторы. Даже наоборот. Дети, которые не имеют репетиторов, получают 100 баллов, а дети, которые работают с репетирами по многу часов, чаще всего сдают плохо химию.

- Почему?

- Да потому что дети считают, что репетитор сам расскажет ученику то, что он не знает. А школьник, у которого нет репетитора, берет учебник, читает, подходит к учителю, просит объяснить. С репетитором часто бывает поверхностное знание химии. Поэтому 100 балльники – это большие-большие трудяшки.Ну и, конечно же, большую роль играет везение.

Вот в этом году у меня две ученицы должны были получить 100 баллов. У обеих были глубокие знания, хорошие ответы на уроках, а получили чуть более 90 баллов. Вот оно, везение.

Спасибо большое