Экзаменационные вопросы по травматологии и ортопедии
1. Понятие о травматологии и ортопедии.
2. Роль отечественных ученых в развитии травматологии и ортопедии (Н.И.Пирогов, В.А.Оппель, Н.В.Склифосовский, Г.И.Турнер, Н.А.Вельяминов, Р.Р.Вреден, М.И.Ситенко, Н.Н.Приоров, Л.И.Шулутко Г.А.Илизаров).
3. Повреждения тазобедренного сустава.
4. Асептический некроз мыщелка бедренной кости (болезнь Кёнига).
5. Структура ортопедо-травматологической помощи в РФ.
6. Перелом лучевой кости в типичном месте (перелом Колеса и Смита).
7. Деформирующий артроз крупных суставов.
8. Травматизм, виды его.
9. Повреждения кисти.
10. Ортопедические последствия полиомиелита.
11. Закрытые надмыщелковые переломы плечевой кости.
12. Контрактура Фолькмана.
13. Гиперпаратиреоидная дистрофия (болезнь Реклингаузена).
14. Амбулаторная ортопедо-травматологическая помощь.
15. Закрытые переломы диафиза плечевой кости. Осложнения.
16. Деформирующая остеодистрофия (болезнь Педжета).
17. Повреждения ключицы.
18. Врожденная косолапость.
19. Стационарная ортопедо-травматологическая помощь.
20. Ранение сухожилий. Шов по Беннелу.
21. Подкожные разрывы сухожилий (“крадущиеся разрывы”).
22. Врожденная кривошея.
23. Остеопороз. Профилактика и лечение.
24. Переломы голеностопного сустава (супинационные и пронационные).
25. Асептический некроз полулунной и ладьевидной кости (болезнь Кинбека и Прайзера).
26. Переломы диафиза костей предплечья. Перелом Монтеджа и Галеации.
27. Синдромы остеохондроза: вертебральный, корешковый и вегетативный.
28. Понятие о реабилитации. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация.
29. Медиальные переломы шейки бедренной кости.
30. Посттравматические деформации (контрактуры, анкилозы и т.д.).
31. Осложнения при переломах костей таза.
32. Эпикондилит (болезнь Томсона).
33. Компрессионные переломы позвоночника.
34. Функциональный метод лечения по Древинг-Горневской.
35. Оперативные методы лечения. Болезнь Кюммеля.
36. Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Штрюмпель-Мари-Бехтерева).
37. Кожная пластика при травмах.
38. Ложные суставы и несросшиеся переломы.
39. Основные принципы лечения переломов.
40. Вывихи крупных суставов.
41. Синдактилия.
42. Артрогриппоз.
43. Переломы костей таза.
44. Методика обследования больных.
45. Разрыв сухожилия надостной и 2-главой мышц.
46. Повреждения грудной клетки. Осложнения и лечение их.
47. Плече-лопаточный периартроз.
48. Черепно-мозговая травма.
49. Сколиотическая болезнь.
50. Ампутации и протезирование. Роль отечественных ученых.
51. Современная тактика при лечении открытых переломов.
52. Инфекционные полиартриты и артриты.
53. Повреждения плечевого сустава. Переломо-вывихи в плечевом суставе.
54. Злокачественные опухоли: фибросаркома, хондросаркома, остеогенная саркома, саркома Юинга, миелома и т.д.
55. Повреждения лопатки.
56. Болезни культей.
57. Переломы диафиза бедра.
58. Фиброзная дисплазия.
59. Латеральные переломы шейки бедренной кости.
60. Стенозирующий лигаментит (болезнь Де Кервена, Нотта и т.д.).
61. Основные принципы обезболивания и реанимации у ортопедо-травматологической группы больных.
62. Повреждения локтевого сустава.
63. Контрактура Дюпюитрена.
64. Консервативные методы лечения в травматологии и ортопедии.
65. Повреждения менисков коленного сустава.
66. Доброкачественные опухоли скелета.
67. Оперативные методы лечения.
68. Особенности лечения внутрисуставных переломов в области тазобедренного сустава и коленного сустава.
69. Болезнь Литтля. Родовой паралич.
70. Понятие о сочетанных и комбинированных травмах.
71. Политравма.
72. Повреждения связок коленного сустава.
73. Плоскостопие, отводящая контрактура Iпальца стопы, молоткообразный палец.
74. Классификация ортопедических заболеваний.
75. Туберкулез крупных суставов.
76. Повреждения стопы.
77. Переломы костей голени.
78. Асептический некроз головки бедренной кости (болезнь Легг-Кальве-Пертеса).
79. Основные типы гипсовых повязок и принципы их наложения.
80. Травма органов брюшной полости. Дифференциальная диагностика с забрюшинной гематомой при переломах позвоночника и таза.
81. Асептический некроз апофизов и тела позвонка (болезнь Шойерман-Мау-Кальве).
82. Повреждения сосудов и нервов при переломах.
83. Асептический некроз бугристости большеберцовой кости (болезнь Осгут-Шляттера).
84. Особенности лечения переломов у детей и пожилых людей.
85. Врожденный вывих бедра, ранние признаки его.
86. Основные патофизиологические и физиологические процессы в костной ткани. Фосфорно-кальциевый обмен. Репаративная регенерация.
87. Осложненные переломы позвоночника.
88. Эндопротезирование.
89. Артроскопия в травматологии и ортопедии.
90. Асептический некроз ладьевидной кости стопы и головок плюсневых костей (болезнь Келлера Iи II).
91. Местные и общие факторы, влияющие на срастание переломов. Первичное срастание переломов.
92. Гнойные осложнения повреждений костей и суставов.
93. Пересадка органов и тканей в травматологии и ортопедии.
94. Аллопластика.
95. Термические поражения: этиология, клиника, лечение. Особенности определения площади поражения у детей.
96. Местное лечение гнойных ран в зависимости от фазы раневого процесса. Особенности лечения анаэробной неклодистриальной инфекции.
97. Газовая гангрена: этиология, патогенез, клиника, лечение. Профилактика.
98. Столбняк: этиология, патогенез, клиника. Профилактика. Лечение.
99. Классификация инфекционных осложнений ран.
100. Роль, место новокаиновых блокад при лечении повреждений конечностей, груди, таза (футлярная, место перелома, вагосимпатическая, по Школьникову-Селиванову).
101. Синдром длительного сдавления: этиология, патогенез, дозы, степень.
102. Особенности переливания крови в военно-полевых условиях. Реинфузия крови: показания, противопоказания, техника.
103. Повреждения таза и тазовых органов: мочевого пузыря, уретры. Клиника, диагностика, лечение.
104. Закрытые повреждения живота: клиника, диагностика, лечение
105. Классификация кровотечений. Клиника кровопотери, определение ее объема и тяжести.
106. Классификация повреждений живота.
107. Ранения сердца: диагностика, клиника, лечение. Показания для экстренной торакотомии при ранениях груди.
108. Травматическая асфиксия: этиология, патогенез, клиника, лечение
109. Закрытые повреждения груди: этиология, диагностика, клиника. Лечение
110. Закрытые повреждения груди: этиология, диагностика, клиника. Лечение
111. Пневмоторакс: этиология, клиника. Лечение на этапах медэвакуации. Дренаж по Бюлау.
112. Гемоторакс: этиология, диагностика, клиника. Классификация по А.П.Куприянову. Лечение. Дренаж по Бюлау.
113. Ожоги дыхательных путей: этиология, клиника, лечение на этапах медэвакуации верхних дыхательных путей: этиология, клиника, лечение.
114. Транспортная. Ее принципы, средства.
115. Принципы оказания хирургической помощи раненым. Само- и взаимопомощь. Первая доврачебная помощь.
ОБРАЗЕЦ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра травматологии, ортопедии и ХЭС
Экзаменационные билеты для государственной итоговой аттестации
по специальности 31.05.01 Лечебное дело
(код и наименование)
БИЛЕТ №1.
Инструкция: Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания ___40 минут_______
1. Организация травматолого-ортопедической помощи населению. Травматизм.
- Повреждения сосудов и нервов при переломах.
- Ситуационная задача 1. Доставлен больной М. после падения с высоты 3-х метров. Жалобы насильные боли в правом плечевом суставе. Активные движения невозможны,пассивные – резко болезненны и ограничены, поддерживает правую рукулевой рукой. При осмотре: область плечевого сустава утолщена, выделяетсяакромиальный отросток, пальпаторно определяется пустая суставнаявпадина, головка плеча прощупывается в подмышечной впадине. Попытка поднять руку или отвести ее вызывает пружинистое сопротивление в суставе.
1.Сформулировать диагноз.
2. Проведите необходимое обследование.
3. Каковы ваши лечебные мероприятия в условиях травмпункта.
4. Какова реабилитация у данного пациента.
4. Ситуационная задача 2. Больная 45 лет, обратилась с жалобами на боли в обеих стопах при ходьбе,
трудности в подборе обуви. Объективно: наружное отклонение 1-х пальцевобеих стоп, утолщение бурсы на уровне головок 1-х плюсневых костей,болезненные натоптыши на подошвенной поверхности по проекции головокII-III плюсневых костей.
1.Сформулируйте предположительный диагноз.
2.Укажите план дальнейшего обследования
3. Укажител план дальнейшего лечения
Эталоны ответов Билет 1
Первый вопрос. Организация травматолого-ортопедической помощи населению. Травматизм.
Ответ на 1 вопрос.
Организация оказания помощи пострадавшим от травм имеет огромное значение для достижения положительного конечного результата. Важно отметить необходимость оказания ранней помощи пострадавшему на месте происшествия, обеспечения преемственности лечебных мероприятий на последующих этапах и высокого качества специализированной помощи.
Оказание травматологической помощи складывается из следующих звеньев: первая помощь, эвакуация в лечебное учреждение, амбулаторное и стационарное лечение, а также реабилитация.
1. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Оказание первой помощи может производиться как врачом или средним медицинским персоналом (врач или фельдшер скорой помощи или медпункта на предприятии), так и другими людьми в порядке само- и взаимопомощи. В связи с этим понятна роль санитарно-просветительной работы и роста культуры населения. Навыками оказания первой помощи кроме медицинских работников должны владеть представители милиции, пожарной службы, военнослужащие, водители транспортных средств и пр. В развитых странах существует специальная система парамедицинс- кой службы, основной задачей которой является оказание первой медицинской помощи на месте происшествия. Представители этой службы — парамедики, не являясь медицинскими работниками, проходят специальную подготовку в объеме 200 часов по обязательной программе. По этой же программе проходят медицине-кую подготовку пожарники, полицейские и добровольцы, желающие приобрести навыки оказания первой медицинской помощи. При оказании помощи на месте происшествия возможно произвести транспортную иммобилизацию, обезболивание, наложить повязку, но особенно велика роль выполнения мероприятий по остановке кровотечения и проведению базовой сердечно-легочной реанимации, так как фактор времени здесь играет первостепенное значение для сохранения жизни пострадавшего.
2. ЭВАКУАЦИЯ В МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В некоторых случаях, особенно при легких повреждениях, оказания первой помощи бывает достаточно. Но все-таки значительно чаще пострадавший нуждается в проведении квалифицированных лечебных мероприятий, для чего его следует доставить в соответствующее лечебное учреждение. Обычно эвакуацией пострадавших занимается служба скорой помощи, реже их могут транспортировать представители милиции или частные лица (при дорожно-транспортных происшествиях). При эвакуации пострадавшего в тяжелом состоянии важно прежде всего как можно быстрее доставить его в стационар, но при этом нельзя забывать и о проведении противошоковых мероприятий, обезболивании, транспортной иммобилизации, если к их выполнению есть соответствующие показания.
3. АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Далеко не все пострадавшие подлежат госпитализации: 90% травматологических больных помощь может быть оказана в амбулаторном порядке. Амбулаторное лечение травматологических больных производится в специализированных травматологических пунктах. Они оснащены всем необходимым для выполнения рентгеновского исследования, первичной хирургической обработки раны, наложения обычных и гипсовых повязок. В травматологическом пункте проводится комплексное лечение вплоть до выписки больного на работу. Здесь же проходят долечивание пострадавшие после выписки из стационаров. Первичная амбулаторная помощь может быть оказана в приемном покое травматологического стационара в том случае, если после обследования пациента не выявлено показаний к его госпитализации.
4. СТАЦИОНАРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Стационарное лечение травматологических больных осуществляется в специализированных отделениях городских и районных больниц, в клиниках при кафедрах травматологии и ортопедии медицинских вузов, в НИИ травматологии и ортопедии, крупнейшими из которых является Центральный институт травматологии и ортопедии (ЦИТО) в Москве и Российский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р.Вре- дена в Санкт-Петербурге. Эти два центра осуществляют также научно- методическую работу, проводят подготовку и специализацию кадров. В настоящее время в России насчитывается 80 тысяч травматологических коек (30% от всех хирургических коек), существует двенадцать НИИ, 73 кафедры травматологии и ортопедии при медицинских вузах.
5. РЕАБИЛИТАЦИЯ Особенностью заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата является длительность лечения и восстановления утраченных функций. В связи с этим возрастает роль реабилитации. Реабилитация проводится в травматологических стационарах, травматологических пунктах и поликлиниках по месту жительства пациентов. Существует также множество специальных реабилитационных центров и санаториев, где предусмотрена возможность проведения комплекса реабилитационных мероприятий (массаж, специальные тренажеры, лечебная физкультура, физиотерапия, грязелечение и пр.).
Травма- это воздействие на организм внешнего фактора механической, физической, химической или психической природы, вызывающее в тканях или органах анатомические и физиологические нарушения, сопровождающиеся местной и общей реакцией организма.
Тяжесть травмы, её последующие осложнения, характер течения обусловлены: особенностями травмирующего агента, механизмом получения травмы, анатомо-физиологическими особенностями состояния тканей и органов, особенностями внешней среды, где произошла травма, состоянием организма в целом.
Классификация травмы
По виду травмирующего агента:
1. механическая;
2. химическая;
3. термическая;
4. электрическая;
5. лучевая.
6. комбинированная - травма двумя и более травмирующими агентами (перелом + ожог; черепно-мозговая травма + обморожение и др.)
По повреждения покровных тканей (кожи и слизистых):
1. закрытые
2. открытые
По отношению к полостям тела:
1. проникающие
2. непроникающие
По числу повреждений и повреждающих факторов:
1. одиночные
2. множественные (в пределах одной области или системы органов)
3. сочетанные - травма одним травмирующим агентом нескольких органов, областей, систем (торакоабдоминальная травма, повреждение сосудов и опорно-двигательного аппарата и др.)
По отношению к точке воздействия повреждающего фактора:
1. прямые (в точке приложения силы)
2. непрямые (травма в стороне от приложенного травмирующего воздействия - компрессионные переломы позвоночника при падении на ягодицы, переломы шейки бедра при падении на ноги, "противоудар" при черепно-мозговой травме)
По длительности воздействия:
1. острые (одномоментное воздействие травмирующего агента)
2. хронические(многократное воздействие травмирующего агента)
Травматизм - это совокупность травм на определенной территории или среди определенного контингента людей. Общепринята следующая классификация травматизма:
Производственный (травма, возникающая на работе при выполнении служебных обязанностей, а также по пути на работу и с работы). Производственный травматизм бывает промышленным и сельскохозяйственным.
Непроизводственный: а) транспортный; б) спортивный; в) бытовой; г) уличный; д) умышленный (криминальный и суицидальный); е) детский.
Военный.
Второй вопрос. Повреждения сосудов и нервов при переломах.
Ответ на второй вопрос.
Повреждение магистральных кровеносных сосудов чаще возникает при открытых травмах, но может происходить и при тяжелых ушибах, переломах.
При закрытом повреждении отмечаются внутритканевое кровоизлияние, иногда пульсирующая гематома, острое нарушение кровообращения.
Повреждение сосуда при ранении сопровождается наружным кровотечением.
Неотложная помощь в зависимости от вида кровотечения (венозное или артериальное) направлена на выполнение временной и окончательной его остановки.
К временным способам остановки кровотечения относятся: прижатие артерии пальцем (кулаком), максимальное сгибание поврежденной конечности в суставе, наложение давящей повязки, тугая тампонада раны.
При сильном артериальном кровотечении используют наложение кровоостанавливающего жгута.
Окончательная остановка кровотечения достигается перевязкой сосуда или наложением сосудистого шва. Рана не зашивается. Больной срочно отправляется в сосудистый центр, где ему накладывается сосудистый шунт и производится транспортная иммобилизация. Повреждение периферических нервов чаще является сопутствующим повреждением при переломах длинных трубчатых костей или при ранении мягких тканей.
Симптомы. Полное или частичное нарушение периферических нервов сопровождается нарушением проводимости двигательного, чувствительного и вегетативного импульсов.
При повреждении лучевого нерва (на уровне средней трети плеча) характерны двигательные расстройства: паралич мышц, разгибающих кисть и большой палец, нарушение супинации, ослабление сгибания в локтевом суставе.
При повреждении локтевого нерва III, IV, V пальцы кисти принимают «когтевидное» положение. Нарушается сгибание основных и ногтевых фаланг IV и V пальцев.
Разведение и приведение пальцев вследствие паралича межкостных мышц невозможно. Хватательная функция кисти нарушена. При повреждении срединного нерва нарушается способность пронировать предплечье, противопоставлять и сгибать большой палец.
Наступает атрофия мышц тенора, вследствие чего кисть принимает вид обезьяньей лапы.
При повреждении седалищного нерва парализуются мышцы стопы и частично голени. Нарушается сгибание голени.
При повреждении бедренного нерва возникает паралич четырехглавой мышцы бедра, что приводит к нарушению разгибания голени.
При повреждении малоберцового нерва парализуются мышцы, осуществляющие тыльное сгибание и отведение стопы. Стопа отвисает.
При повреждении большеберцового нерва нарушается функция мышц, сгибающих стопу и пальцы. Мышцы задней группы голени атрофируются. Образуется пяточная стопа. Пальцы находятся в когтеобразном положении. Рефлекс с ахиллова сухожилия не возникает.
Выбор метода лечения зависит от характера повреждения нерва. При сдавлении, травмировании и частичном разрыве нерва применяется консервативное лечение: покой первые дни, затем массаж, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, прозерин, витамины группы В.
Эталоны ответов Билет 1
Н |
|
|
Билет 1. Задача 1. |
И |
|
- |
Ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопрос: Время выполнения задания – 10 минут на 1 задачу |
У |
|
|
Доставлен больной М. после падения с высоты 3-х метров. Жалобы насильные боли в правом плечевом суставе. Активные движения невозможны,пассивные – резко болезненны и ограничены, поддерживает правую рукулевой рукой. При осмотре: область плечевого сустава утолщена, выделяетсяакромиальный отросток, пальпаторно определяется пустая суставнаявпадина, головка плеча прощупывается в подмышечной впадине. Попытка поднять руку или отвести ее вызывает пружинистое сопротивление в суставе. |
|
|
|
|
В |
|
1 |
1.Сформулировать диагноз. |
Э |
|
|
Вывих правого плечевого сустава |
Р2 |
|
|
Диагноз определен правильно.. |
Р1 |
|
|
Диагноз определен с ошибками, без учета клинико-диагностических аспектов заболевания. |
Р0 |
|
|
Диагноз определен неправильно. |
… |
|
|
|
В |
|
2 |
Проведите необходимое обследование. |
Э |
|
|
Rgправого плечевого сустава в 2-х проекциях
|
Р2 |
|
|
План обследования составлен правильно |
Р1 |
|
|
План обследования составлен верно, но не в полном обьеме |
Р0 |
|
|
План обследования составлен неправильно |
|
|
|
|
В |
|
3 |
Каковы ваши лечебные мероприятия в условиях травмпункта. |
Э |
|
- |
Если это привычный вывих, неосложненный, то Вправление вывиха в условиях травмпункта. Либо госпитализация в стационар. Иммобилизация сустава на 3 недели. Покой |
Р2 |
|
- |
План общего лечения составлен верно. |
Р1 |
|
- |
План общего лечения составлен правильно, но не в полном объеме. |
Р0 |
|
- |
План общего лечения составлен полностью неправильно. |
|
|
|
|
В |
|
4 |
Какова реабилитация у данного пациента. |
Э |
|
- |
ЛФК, физиолечение, массаж |
Р2 |
|
- |
План Реабилитации составлен верно. |
Р1 |
|
- |
План реабилитации составлен правильно, но не в полном объеме. |
Р0 |
|
- |
План реабилитации составлен полностью неправильно. |
Н |
|
|
Билет 1. Задача 2. |
И |
|
- |
Ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопрос: Время выполнения задания – 10 минут на 1 задачу |
У |
|
|
Больная 45 лет, обратилась с жалобами на боли в обеих стопах при ходьбе, трудности в подборе обуви. Объективно: наружное отклонение 1-х пальцевобеих стоп, утолщение бурсы на уровне головок 1-х плюсневых костей,болезненные натоптыши на подошвенной поверхности по проекции головокII-III плюсневых костей. |
|
|
|
|
В |
|
1 |
Сформулируете диагноз |
Э |
|
|
Вальгусная деформация 1 пальца обеих стоп. (hallux valgus) |
Р2 |
|
|
Диагноз определен правильно.. |
Р1 |
|
|
Диагноз определен с ошибками, без учета клинико-диагностических аспектов заболевания. |
Р0 |
|
|
Диагноз определен неправильно. |
… |
|
|
|
В |
|
2 |
Укажите план дальнейшего обследования |
Э |
|
|
Rg стоп в 3-х проекциях |
Р2 |
|
|
План обследования составлен правильно |
Р1 |
|
|
План обследования составлен верно, но не в полном обьеме |
Р0 |
|
|
План обследования составлен неправильно |
|
|
|
|
В |
|
3 |
3. Укажите план дальнейшего лечения |
Э |
|
- |
Хирургическое и консервативное лечение |
Р2 |
|
- |
План общего лечения составлен верно. |
Р1 |
|
- |
План общего лечения составлен правильно, но не в полном объеме. |
Р0 |
|
- |
План общего лечения составлен полностью неправильно. |
Критерии оценки ответов по билетам:
- оценка «отлично» ставится в том случае, когда обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская при этом ошибок;
- оценка «хорошо» ставится, если ординатор твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических знаний;
- оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся освоил основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;
- оценка «неудовлетворительно» ставится, если ординатор не знает отдельных разделов программного материала, допускает при ответе существенные ошибки, не выполняет практические задания, задачи.