История кафедры
Кафедра фармации ФПКиППС образована в соответствии с приказом ректора КГМУ №1106 от 29.12.2005 г. на базе курса фармации, созданного в 1993 г. (приказ ректора КГМУ № 444 от 10 ноября 1993 г.).
Кафедра фармации осуществляет образовательную деятельность в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования провизоров в форме интернатуры, профессиональной переподготовки специалистов, общего усовершенствования по специальностям: № 040501 «Управление и экономика фармации», № 040502 «Фармацевтическая технология», № 040503 «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
Месторасположение:
г. Казань, ул. Амирхана, 16. Фармацевтический корпус КГМУ.
Тел. (843)521-44-96
Почтовый адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, КГМУ.
Проезд: автобус № 54, 43, 75 до остановки "Спорткульттовары", автобус № 18, 44, 45, 62 до остановки "39 квартал"
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
История кафедры
Кафедра фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов образована в январе 2006 года. До этого, с ноября 1994 года по январь 2006 года, последипломное образование по фармации проводилось в рамках междисциплинарного курса фармации фармацевтического факультета.
Поначалу кафедра ютилась в помещении кафедры организации здравоохранения в новом учебном корпусе на ул.Бутлерова, 49-б (сейчас кафедра располагается на первом этаже фармацевтического корпуса КГМУ по ул.Амирхана, 16 и имеет все необходимые помещения).
Первые сотрудники кафедры имели значительный стаж и опыт работы по своим специальностям: «Фармацевтическая технология», «Управление и экономика фармации» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Это – зав.кафедрой профессор Егорова С.Н., доцент Ашаева Л.А., доцент Сидуллина С.А., старший преподаватель (тогда) Муслимова Н.Н., старший преподаватель (тогда) Шиловская Е.В. и др.
Очень ценным было привлечение преподавателей, работающих в практической фармации. Это укрепило связь науки, образования и практики и привнесло очень много положительных моментов в образовательный процесс. Среди специалистов назовем: Яркаеву Ф.Ф. (зам.министра здравоохранения РТ), Леонтьеву Ф.Р. (ген. Директор ООО «Дель фарм»), Абдулгалимову З.Б. (зав. аптекой РКБ 2), Ларину М.Л. (зав. аптекой сети 36,6)и др.
На кафедре очень плодотворно работают молодые педагоги и ученые, которые уже достигли высоких результатов: Гарифуллина Г.Х., Воробьева Н.В., Ахметова Т.А., Карпухина Е.М., Дмитриева Е.В.
Таким образом, в деятельности кафедры ощущается прогресс, движение вперед во всех направлениях и преемственность поколений.
Кафедра молода, но тем не менее ее педагоги накопили значительный опыт (почти 20 лет), работая в системе последипломного образования провизоров. На этой базе сформировались устойчивые традиции, приносящие пользу и удовлетворение всему коллективу:
I. Многолетнее плодотворное сотрудничество:
- со всеми кафедрами фармацевтического факультета и многими другими кафедрами КГМУ;
- с ведущими ВУЗами г. Казани (ПФУ, КГТУ-КХТИ, Ветеринарной академией);
- с другими ВУЗами России (в Москве, С.-Петербурге, Перми, Самаре, Пятигорске, Чебоксарах, Уфе);
- с научно-исследовательскими институтами (ИОФХ им. А.Е. Арбузова, Химический институт им. А.М.Бутлерова);
- с крупными структурами отечественного здравоохранения и фармации (Управлением Росздравнадзора РФ по РТ, Управлением по фармации и медицинской технике и Республиканским центром фармацевтической информации в его составе, Республиканским центром контроля качества лекарств, ОАО «Татхимфармпрепараты»).
II. Ежегодная организация и проведение Российской научно-практической конференции «Актуальные вопросы повышения качества последипломной подготовки фармацевтических кадров» и приглашение к участию:
- коллег из многих ВУЗов России;
- руководителей основных фармацевтических организаций РТ различных форм собственности;
- провизоров-практиков, слушателей сертификационных и тематических циклов, провизоров-интернов, аспирантов и соискателей.
III. Постоянная разноплановая работа с провизорами-интернами во внеурочное время:
- вовлечение их в научно-исследовательскую работу;
- привлечение к работе по организации и проведению конференций;
- совместное проведение различных организационных и праздничных мероприятий;
- совместное посещение музеев, театров, концертов и выставок;
- регулярная работа литературного клуба с привлечением интересных людей и раскрытие творческих литературных способностей у самих интернов.
IV. Постоянное активное участие сотрудников кафедры во всех мероприятиях, проводимых в КГМУ: организационных, учебных, научных, культурных, спортивных и т.п.
Мы выделяем важную роль педагога в образовательном процессе послевузовской подготовки провизоров (и более того в системе непрерывного образования). Здесь следует обозначить еще одно обязательное педагогическое условие, способствующее оптимизации профессиональной подготовки провизоров-организаторов в процессе ПДО - интеграция инвариативной и вариативной основ педагогической деятельности преподавателя с учетом особенностей контингента обучаемых; постоянное совершенствование и самосовершенствование педагогического мастерства руководителей циклов ПДО и ведущих преподавателей.
В своей педагогической деятельности мы руководствуемся требованиями к преподавателю и его деятельности: знание потребностей обучаемых; умение оценивать эффективность своей деятельности; умение разрабатывать учебные программы и материалы; профессиональное мастерство (профессиональные знания; умения, навыки, педагогический и ораторский талант); умение быть консультантом и консультироваться с другими; коммуникабельность; ведение научно-исследовательской работы; совершенствование своего профессионального мастерства (повышение квалификации, занятия самообразованием и саморазвитием).
Преподаватели кафедры фармации КГМУ в период сертификационных циклов в частности и в системе непрерывного образования провизоров в целом: разрабатывают методические комплекты по лекционному материалу; по семинарским и практическим занятиям; по решению ситуационных задач; по деловым играм; подбирают необходимую НТД; составляют списки по основной и дополнительной литературе (а зачастую и подбирают литературу по разделам и темам); оформляют наглядно учебные помещения и помещения для самоподготовки (стенды, альбомы, витрины); создают презентации и слайд-комплекты по всем разделам программы; ведут консультативную работу как для слушателей в дополнительное время, так и для специалистов-практиков.
Особенности педагогических условий оптимизации профессиональной подготовки провизоров в системе последипломного образования определяются спецификой контингента обучаемых на сертификационных циклах. В процессе последипломного образования, а в частности в условиях обучения на сертификационных циклах, как нигде, пожалуй, важен индивидуальный личностно-ориентированный подход к обучаемым. Педагог обязан учитывать: возраст обучаемых; статус; должностное положение; сферу деятельности (предприятие оптовое или розничное, систему управления фармацевтической службой, государственное или коммерческое и т.п.); стаж работы; пол; сферу интересов; способности к восприятию материала; а также педагогических форм и методов; наличие свободного времени для самостоятельных занятий.
Для оптимизации учебного процесса педагог должен условно подразделить обучаемых на подгруппы; с одними более активно работать на лекционных, семинарских и практических занятиях; для других выделить консультационное время и обеспечить учебной аудиторией; для ряда слушателей необходим комплект методических разработок и рекомендаций в начале обучения, для других только перед экзаменом; для некоторых необходим перечень основной и дополнительной литературы по разделам программы, подшивка НТД, методические комплекты; другие стремятся проконсультироваться у ведущих преподавателей и специалистов; в процессе проверки знаний с одними нужно вести активный диалог, а другим дать высказаться, привести примеры из практической деятельности, или даже подробно расписать на листке (некоторые не склонны к устному ответу).
В процессе накопления опыта преподавания на сертификационных циклах усовершенствования провизоров при кафедре фармации было установлено, что оптимальным является гибкое сочетание следующих педагогических форм обучения: лекций, семинарские занятия, практические занятия, деловые игры, самостоятельные занятия (работа с нормативно-технической документацией (НТД)). Среди педагогических методов предпочтение отдается:
- демонстрационным (таблицы, графики, схемы и диаграммы с использованием проекционной техники);
- дискуссионным;
- эвристическим (творческим), в частности методу эмпатии (применяется специальный тест):
а) приему сотворчества;
б) методу моделирования решения конфликта;
в) методу посредника в решении конфликта;
- практическим действиям – решению ситуационных задач (с использованием промежуточного контроля – тестового, фронтального письменного, фронтального устного, “полетного” и с использованием мозгового штурма, активной взаимопомощи, открытой мысли, открытой задачи).
При изучении ряда разделов наиболее интересной формой проведения практического занятия являются деловые игры.
В своей педагогической деятельности преподаватели сертификационных циклов ориентируются на те качества, которые они хотят развить и закрепить у слушателей провизоров и на ту область деятельности, где наши слушатели работают в своей повседневной профессиональной должности.
Деятельность преподавателей охватывает всю систему последипломного образования и включает в себя следующие необходимые составляющие:
а) профессиональную,
б) педагогическую,
в) организационную,
г) методическую,
д) консультативную,
е) исследовательскую,
ж) оценочную,
з) регулярное повышение квалификации,
и) постоянное саморазвитие и самосовершенствование.
Сотрудники кафедры фармации ФПК и ППС отзывчивы ко всем инновациям, которые на современном этапе внедряются в систему непрерывного образования провизоров, в частности, к введению элементов дистанционного обучения и «кредитной» системы, являющейся одним из принципов Болонского процесса. Это обусловлено тем, что интенсивное развитие фармации предопределяет необходимость постоянного профессионального роста провизора, изменение его роли в системе здравоохранения и необходимости обучения в течение всей жизни.