Казанский ГМУ: Диагностика надпрофессиональных компетенций как вектор развития врача 21 века
В Казанском государственном медицинском университете активно внедряются современные подходы к подготовке медицинских кадров. В фокусе внимания не только глубокие профессиональные знания, но и развитие надпрофессиональных компетенций, так называемых "soft skills", которые становятся ключевыми для успешной карьеры врача в 21 веке. Среди таких навыков выделяют гибкость мышления, ответственность, коммуникабельность, критическое мышление и эмпатию.
Центр компетенций Казанского ГМУ проводит масштабную работу по диагностике этих важных навыков среди студентов всех курсов и факультетов. На сегодняшний день тестирование прошли 1162 студента из 3802 обучающихся на 1-6 курсах. По результатам диагностики студенты получают подробную обратную связь, позволяющую выявить сильные стороны и определить зоны для дальнейшего развития.
Особую активность в прохождении тестирования показали студенты:
⦁ Медико-профилактического факультета (223 из 303).
⦁ Стоматологического факультета (281 из 676).
⦁ Направления подготовки "Высшее сестринское образование" (216 из 236).
На основе результатов диагностики студенты распределяются по категориям, отражающим уровень развития их надпрофессиональных навыков:
⦁ Звёзды (11 студентов - 0.94%): Студенты с высокими результатами по всем направлениям soft skills. Они демонстрируют развитое профессиональное мышление, коммуникативные качества и лидерский потенциал. В эту группу вошли студенты медико-профилактического (2 чел., 5 курс), стоматологического (3 чел., 1 и 4 курсы), лечебного (4 чел., 1 и 2 курсы), медико-биологического (1 чел., 6 курс) факультетов и направления "Высшее сестринское образование" (1 чел., 2 курс).
⦁ Высокопотенциальные (37 студентов - 3.18%): Студенты, продемонстрировавшие хорошие задатки для развития надпрофессиональных компетенций, требующие дальнейшего системного укрепления. Категория представлена студентами всех курсов и факультетов, с наибольшим представительством на лечебном факультете (1-2 курсы), а также на стоматологическом и медико-профилактическом факультетах (3-4 курсы).
⦁ Высокие когнитивные способности (289 студентов - 24.87%): Студенты с выраженными интеллектуальными и аналитическими способностями, являющимися прочным фундаментом для развития всех видов навыков, включая надпрофессиональные.
Проведение подобной диагностики является важным инструментом личностного и профессионального ориентирования для студентов. Оно помогает осознанно подходить к выбору вектора развития, усиливать имеющиеся сильные стороны и целенаправленно работать над зонами роста.
Казанский ГМУ стремится подготовить не просто квалифицированных специалистов, но и лидеров в своей области – врачей будущего, способных эффективно работать в команде, принимать взвешенные решения и постоянно развиваться. Деятельность Центра компетенций является значимым шагом на этом пути.