Новости кафедры

Научный проект «Дети с расстройствами аутистического спектра: проблема социальной интеграции в контексте конвергенции биомедицинской и социогуманистической парадигмы знания».

Подписано простой электронной подписью: Кафедра истории, философии и социологии.

Проект, который выполняют сотрудники кафедры «Дети с расстройствами аутистического спектра: проблема социальной интеграции в контексте конвергенции биомедицинской и социогуманистической парадигмы знания». Руководитель проекта кандидат социологических наук Л.Р.Гарапшина
В рамках проекта будут реализованы следующие подходы:

1. Вторичный анализ данных имеющихся исследований об успешном и эффективном опыте включения людей с РАС в социум в России и за рубежом.
2. Проведение качественных исследований в разных группах экспертного сообщества: 2.1. Полуструктурированные интервью с сотрудниками министерств и ведомств, ответственных за создание доступной среды, развитие инклюзивного образования (не менее 10). 2.2. Полуструктурированные интервью с руководителями, специалистами реабилитационных центров, активистами общественных организаций, оказывающих помощь людям и семьям с РАС (не менее 10). 2.3. Круглый стол с участием экспертов различных отраслей, занимающихся вопросами содействия занятости людей с инвалидностью (до 10 человек)
3. Проведение качественных и количественных исследований среди ближайшего окружения людей с РАС: 3.1. Полуструктурированные интервью с родителями, опекунами детей с РАС для выявления и анализа субъективного отношения к реализуемой социальной политике, проблем и требуемых мер для их преодоления семьей (не менее 20). 3.2. Массовый опрос родителей, опекунов детей с РАС для оценки качества жизни семей с использованием целевой выборки (N=200). 3.3. Фокус-группа с представителями ближайшего окружения людей с РАС с целью обсуждения и поиска оптимальных условий и подходов для включения изучаемой социальной группы в общественную жизнь (до 10 человек). 3.4. Круглый стол с участием родителей детей с РАС, экспертов различных областей, членов Общественной палаты для проведения комплексного обсуждения наиболее «острых» проблем и поиска их решений.
4. Проведение дискурс-анализа современного содержания понятия «аутизм», позиционирования человека с РАС в обществе, перспективы и тенденции изменения общественного мнения по отношению к данному феномену, формируемые медицинскими профессионалами, СМИ и представителями блогосферы.
5. Квазиэксперимент в форме исследования случаев (кейс-стади) в форме наблюдения групп детей с РАС в течение двух лет на базе специализированных центров с целью интеграции опыта успешных практик социальной интеграции людей с аутизмом в России и за рубежом (5 кейсов).
6. Массовый анкетный опрос студентов медицинских вузов для оценки позиции и отношения будущих специалистов медицинского сообщества к проблеме социальной интеграции людей с РАС и, как следствие, разработка рекомендаций для дополнения изучаемых медицинских дисциплин аспектами социальной модели в системе «врач-пациент» с использованием целевой выборки (N=1500).
7. Реализация мероприятий по социально-психологическому и педагогическому вмешательству в адаптацию детей с РАС из группы медицинского исследования для оценки их эффективности.

Публикации по результатам проекта:

Сёмина И.И., Мухарямова Л.М., Сабиров И.С. и др. Современное состояние проблемы рас-стройств аутистического спектра — некоторые медико-биологические и социально-гуманитарные аспекты. Казан-скиймед. ж. 2019; 100 (6): 918–929. DOI: 10.17816/KMJ2019-918.

Мухарямова Л.М., Савельева Ж.В., Гарапшина Л.Р. Инклюзивные практики в образовании детей с расстройством аутистического спектра в Казани: первый опыт, проблемы и перспективы// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23—25 октября 2019 г.) / гл. ред. С.В. Алехина. — М. : МГППУ, 2019 С. 140-145

Гарапшина Л.Р., Мухарямова Л.М., Савельева Ж.В. Междисциплинарный подход в социальной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра // Проблема реализации мультидисциплинарного подхода к пациенту в современном здравоохранении сборник материалов международной научно-практической конференции. Курский государственный медицинский университет, ООО «МедТестИнфо». 2019. С. 106-117.

 Salyakhieva L, Saveleva Z. Disorders of Autistic Spectrum‖ In the Institutional and Discourse Space of the Russian Society: The Problem of Social Exclusion. International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT) ISSN: 2249 – 8958, Volume-9 Issue-1, October 2019 P.7359-7362