Новости кафедры

«Скрипач на крыше» 2022

Подписано простой электронной подписью: Кафедра истории, философии и социологии.

1) Основные сведения о постановке пьесы

Режиссер-постановщик: Александр Славутский - Народный артист России, народный артист Татарстана, Лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая, Лауреат Премии Правительства России им.Ф.Волкова.

Художник-постановщик: Александр Патраков - заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая.

Хореограф: Сергей Сентябов - заслуженный работник культуры России и Татарстана.

Дата и место постановки: 25 октября 2022, Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова

Премьера состоялась в 1998 году в Театре им. Качалова

В ролях: Михаил Галицкий, Виктор Шестаков ,Николай Чайка, Антонина Иванова, Елена Галицкая, Эльза, Юрий Дмитриев, Владимир Мазур, Алексей Захаров,Елена Пономаренко, Геннадий Прытков, Елена Казанская, Елена Ряшина, Ксения Храмова, Алена Козлова, Славяна Кощеева, Марат Голубев, Илья Славутский, Николай Шепелев, Илья Скрябин, Василий Фролков, Игорь Скиданов, Ирина Вандышева, Елена Ряшина, Александр Малинин, Артур Шайхутдинов, Павел Лазарев, Алина Казанцева, Назар Туктамышев, Валерий Димитриев, Булат Туктамышев, Артур Урманшин, Руслан Камалов

2) Автор пьесы

22 сентября 1964 года «Скрипач на крыше» открылся на Бродвее

Музыку написал Джерри Боклибретто — Джозеф Стайн, песенные тексты — Шелдон Харник

3) Сюжет

Сюжетная основа — рассказы Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике

 

Это трогательная и жизнеутверждающая история о жителях местечка Анатовка на юге России, где на протяжении многих лет живут в соседстве русские и евреи. Здесь живет и Тевье-молочник со своими дочерьми. Все они строго чтут обычаи, без которых жизнь их была бы так же неустойчива, как скрипач на крыше. Но времена меняются, и дочери Тевье наперекор традиции сами решают свою судьбу. Что ждет их? Вечное странствие жизни, в котором сплетаются воедино печаль и радость, смех и слезы. Спектакль насыщен музыкой, песнями, танцами; наполнен юмором, житейской мудростью и добротой. Этот спектакль о любви, о национальном достоинстве человека.

4) Реализация (отличия режиссерского замысла от текста пьесы), жанровые особенности постановки и актёрской игры

«Скрипач на крыше» Качаловского театра стал явным опровержением мнения о незамысловатости и легковесности мюзиклов. По определению режиссера, это спектакль о том, что жизнь многограннее, шире, чем любой постулат.  Вот эта самая жизнь поет, танцует, плачет и смеется на сцене.

Режиссер просто оставил без внимания имеющиеся под рукой штампы, т.е. самые общие впечатления и от бродвейского мюзикла, и от известного фильма, и вдохнул в драму про «скрипача на крыше» новую жизнь, жизнь на сцене драматического театра. Получился спектакль трогательный и красивый.

Название «Скрипач на крыше» восходит к картине М. Шагала. Художник-постановщик спектакля Александр Патраков цитаты из Шагала вынес на суперзанавес. И декорации создал созвучные образному строю художника. А декорации – выстроенные лесенкой ряды домиков – просты и сказочны. Маленькие домишки, словно птичьи гнездышки, они и не стоят на земле, а парят в воздухе. Этот маленький, то ли убогий, то ли уютный мир, поэтичность которого в один момент оборачивается беззащитностью.

Это картина мира жителей Анатовки, метафора их жизни, которая держится на хрупкой и в то же время невероятно прочной конструкции истинных ценностей, подкупающих наивной и естественной красотой.  В этом мире каждый - скрипач на крыше. Удержать равновесие помогает обычай. К слову, нынче явление почти забытое, во всяком случае, в том истинном понимании крепкого единомыслия и сплава нравственных устоев поколений.

Спектакль открывается большим танцевально-песенным номером: своеобразным гимном обычаю. И дальше эта музыкальная стихия так и несет героев и зрителей в едином потоке жизнелюбия и веры в Бога, в человека, в возможность счастья. А на сцене – жизнь, во всей ее натуральной яркости.

 Обыденность деревеньки представлена через характеры темпераментных ее жителей, полотно сценической жизни играет всеми красками, и краски эти густые, как деревенская сметана, сочные, как импортный персик.  Персонажи с завидной легкостью пускаются в пляс. Танец для них – естественное состояние, обычное проявление жизни, которая немыслима без плавных ритмичных движений и пения – опять же, как самого простого и близкого, родного способа выражения мыслей, чувств. Режиссер взял да и оставил на сцене живых людей. На фоне того, что нынче называют продвинутым современным театром, рядом с энергичными физическими упражнениями и новейшими техническими приспособлениями, этот спектакль - творчество.  Прочно, почти скульптурно вылеплен рисунок каждой актерской работы. В наш нервный век герои поражают своим здоровьем душевным, духовным, внутренней цельностью. Актеры радуют настоящим мастерством и вдохновенной игрой.

5) Проблемы, поднимаемые автором и их актуальность

Основными проблемы, которые были раскрыты в спектакле - это проблемы традиций, семейных ценностей и веры. Эти проблемы для общества современного являются актуальными и по сей день, потому что они не потеряют свою популярность до тех пор, пока будет существовать институты семьи.

6) Общее впечатление о спектакле

Классический американский мюзикл, совсем не простой для артистов драматического театра, поставлен и сыгран поистине ослепительно – эмоционально, глубоко, с необходимой долей юмора, но и с той неизбывной печалью, что отличает все без исключения произведения Шолом Алейхема