Новости кафедры

Посещение музея группой 3102 под руководством О.А. Хабибрахмановой

Подписано простой электронной подписью: Кафедра истории, философии и социологии.

На рубеже 19-го и 20-го веков в мировом искусстве появился ряд новых течений, который назван искусствоведами «авангард» и сегодня является опорой для решения современных художественных задач. Он послужил, отчасти, «точкой отправления» для возникновения новых ответвлений в истории современного искусства. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Роберт Фальк и многие другие искали принципиально новый подход к современной картине. Авангард позволил увидеть искусство с другой стороны, как художнику, так и зрителю.
И этот подход во многом актуален и сейчас. На основе этих рассуждений проведена экспериментальная интервенция работ художников Казани (Е. Голубцов, А. Артамонов, А. Дорофеев, В. Гурьянов, И. Хасанов и др.) и Ленинграда (Н. Сажин, Ф. Волосенков, А. Штерн и др.) 1980-1990-х гг. в русский авангард.
Группа этих художников пыталась посредством минимума изобразительных средств добиться максимума выразительности в своих работах. С помощью примитивизма, цветового пятна и его ритма, с помощью формальной композиции художники того времени смогли показать и доказать, что искусство можно рассматривать не только со стороны копирования действительности.
Авангардное направление – это своеобразный протест художников против устаревших канонов классической школы живописи, который помог выработать категорически новый подход к современному изобразительному искусству.
Музейные собрания и вообще вся масса заархивированного и доступного нам сегодня искусства образуют изначальный, собственный контекст каждого нового художественного произведения. Сделать свое произведение видимым на фоне этого контекста означает для художника показать нечто другое, еще не заархивированное в этом контексте.
В современном искусстве ценность художественного произведения уже не измеряется тем, насколько искусно художник соотнес свое произведение с заданными критериями качества. Скорее произведение искусства ценится как выражение свободной субъективности художника, которая демонстрируется, прежде всего, через размежевание с традиционными критериями.
Одно из возможных решений этой задачи состоит в систематическом обращении к работам наших предшественников, так как все новое – это хорошо забытое старое, а также использование возможности комбинировать всевозможные живописные приемы и техники, интерпретируя их по-своему. А возможность использования опыта авангардистской школы является надежной точкой опоры для выявления индивидуального восприятия образа. Каждый художник интерпретирует свою эпоху по – своему, вкладывая в нее частицу нового, что рождает в ней неоценимую индивидуальность. Как любой человек искусства, художник – чувствительная натура, посредник между миром и зрителем, а значит, он передает зрителю то, что видел и видит сам, воспринимая и пропуская сквозь призму своих теоретических знаний и практического опыта то, что его окружает, увековечивая это знание в истории.