Архив новостей университета

О "Доступной среде"

Подписано простой электронной подписью: Гатиятуллина Лилия Зуфаровна.

26 ноября 2015 г. в Казанском государственном медицинском университете состоялась лекция зам. министра труда, занятости социальной защиты Республики Татарстан Ирины Юльевны Просвиряковой, посвященная актуальной для всей России теме доступной среды. По результатам лекции мы побеседовали с зав. кафедрой экономической теории и социальной работы, деканом факультета социальной работы и высшего сестринского образования Максимовой Маргаритой Николаевной и начальником организационного отдела Мифтаховой Ляйлей Рамилевной.

Понятие «доступная среда» довольно молодое для нашего времени и многие возможно даже не слышали о нем. Так что же представляет собой доступная среда и для кого она создается?

Мифтахова Л.Р.: Доступная среда это многогранное понятие, которое многими людьми воспринимается не совсем правильно. Принято считать, что доступная среда это наличие пандусов, поручней, тактильных плит, специальных парковок для инвалидов. Но, на самом деле, это понятие намного шире. Оно включает в себя создание таких условий, чтобы любые услуги и любая инфраструктура была доступна не только для инвалидов, но и для других групп населения – пожилых, матерей с детьми, которые пользуются детскими колясками, людей, которые временно ограничены в мобильности и функциональности в силу различных обстоятельств (болезнь, травма и пр.), в том числе и для женщин, которые носят обувь на высоком, тонком каблуке.

Ваши  ожидания от лекции Ирины Юльевны?

Максимова М.Н.: Были опасения, что Ирина Юльевна будет рассказывать студентам только о нормативно-правовых аспектах государственной программы «Доступная среда», о Конвенции ООН о правах инвалидов. Но она на доступном языке рассказала собравшейся аудитории не только о том, что должно быть в рамках реализации мер по созданию доступной среды, но и привела примеры из реальной жизни, как нарушаются нормы и правила, и как их министерство совместно с другими исполнителями, общественными организациями инвалидов и их помощниками борется с этим. Данная информация была интересна и полезна не только для студентов факультета социальной работы и высшего сестринского образования, но и для студентов педиатрического факультета, будущих врачей, которых вопросы доступной среды касаются не меньше.

Какое впечатление сложилось о доступности объектов и услуг в Республике Татарстан?

Мифтахова Л.Р.: В Республике Татарстан проведена и постоянно проводится большая работа по созданию и развитию доступной среды. Конечно, пока нельзя сказать о том, что Татарстан полностью доступен для инвалидов и других маломобильных групп населения. Еще предстоит очень большая работа не только по обеспечению доступной физической среды (установка пандусов, поручней, увеличение дверных проемов и т.п.), но и по ликвидации различных типов барьеров (физических, оперативных, информационных, коммуникативных), созданию комфортного психологического климата в обществе, устойчивости принципа «от равного к равному». К сожалению, пока отношение к инвалидам у населения неоднозначное и во многих случаях дискриминационное – физическое нарушение, которое бросается в глаза, отличающаяся манера говорить, двигаться – все это зачастую воспринимается окружающими как нечто мешающее и раздражающее. И эта сторона доступной среды требует особого внимания.

Регламентированы ли законодательством вопросы создания доступной среды?

Максимова М.Н.: Главный нормативный документ, который и дал значительный импульс для развития в нашей стране доступной среды, была ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов в 2012 году. Россия приняла на себя ответственность за исполнение и соблюдение международных норм и стандартов по защите прав инвалидов. Основную роль в реализации этой Конвенции играет государственная программа «Доступная среда». В тоже время Ирина Юльевна отметила, что законодательство нуждается в изменении, совершенствовании, с учётом опыта реализации мер этой программы.

Что можно ожидать от реализации программы «Доступная среда»?

Максимова М.Н.: С учетом того какая работа уже проделана на сегодняшний день и какими темпами она продвигается, думаю, что в ближайшее будущее Татарстан сможет претендовать на звание одного из самых доступных городов России. Верю, что доступными будут не только государственные  учреждения системы социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, но и частный сектор активно включиться в этот процесс.

 В Казанском государственном медицинском университете создана доступная среда?

Мифтахова Л.Р.: В КГМУ уже запущен процесс по созданию доступной среды. В период проведения капитального ремонта нового учебного корпуса первый этаж был адаптирован с учетом требований доступности для маломобильных граждан. На въезде имеется пандус, оснащено санитарно-гигиеническое помещение, вход в учебные здания оснащен кнопкой вызова сотрудника для тех, кто не может самостоятельно зайти в здание. Во многих лекционных аудиториях используется звукоусиливающая аппаратура. Главный сайт университета оснащен функцией увеличения или уменьшения шрифта текста, что облегчает получение информации для лиц с нарушенным зрением. Важно и то, что нашим университетом разработаны и утверждены внутренние нормативные документы – Положение КГМУ об инклюзивном образовании обучающихся с инвалидностью и План работы КГМУ по профессиональной ориентации и созданию условий для инклюзивного образования. За организационным отделом учебно-методического управления закреплены функции оказания консультационных услуг студентами с инвалидностью по вопросам прав и льгот в период обучения. Все эти меры и дальнейшая работа в направлении создания доступной среды в вузе позволит повысить физическую и психологическую комфортность пребывания студентов и лиц с инвалидностью в стенах Казанского ГМУ.

Большое спасибо.