О факультете

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Начало педиатрии как самостоятельной отрасли медицины положено в России в 30—40-х годах предыдущего столетия. В то время Россия занимала одно из первых мест по уровню детской смертности. Помощь, оказываемая матерям и детям, основывалась на благотворительных сборах—государственных средств для этих це­лей не выделялось; врачей, занимавшихся только детскими болезнями, еще не было. Создание эффективной государственной системы охраны детства явилось одним из выда­ющихся достижений отечественной ме­дицины и здравоохранения в XX столе­тии. Она позволила сохранить миллионы детских жизней. Ее главные организаци­онные принципы - функционирование специализированной педиатрической службы, ярко выраженная профилакти­ческая направленность, подготовка пе­диатров на специальных факультетах медицинского вуза— не потеряли своей актуальности и должны, по-нашему глу­бокому убеждению, сохраняться и твор­чески развиваться, адаптируясь к совре­менным условиям.

В Казанском университете преподавание педиатрии было начато вслед за откры­тием педиатрических кафедр в Московском и Петербургском университетах. Многое в развитии педиатрии в Казани, становлении ее как медицинской специальности сде­лано А.Е.Лентовским, Н.А. Толмачевым, П.М. Аргутинским, В.К. Меньшиковым, Е.М. Лепским.
Создание клиники детских болезней в 1901 г. проф. П.М. Аргутинским с после­дующим открытием на территории клиники отделения для инфекционных боль­ных было большим событием. В течение 46 лет клинику возглавлял известный в то время педиатр проф. В. К. Меньшиков. До 30-х годов она являлась университетской детской клиникой—базой лечебного факультета.
В 1930 г. медицинский факультет Казанского университета был выделен в само­стоятельную медицинскую структуру. В составе был один лечебный факультет с двумя отделениями: хирургическим и терапевтическим. Однако большая нужда в кадрах в связи с широким развитием детских учреждений настоятельно требовала организации специального факультета — педиатрического. В декабре 1932 г. из состава лечебного факультета была выделена группа в 25 студентов — так называемое отде­ление охраны материнства и младенчества. Эта группа врачей была выпущена из мединститута в 1933 г. и представляла собой первый отряд педиатров, подготовленных Казанским медицинским институтом.
Большую организационную работу по созданию педиатрического факультета проделал проф. Е.М. Лепский, первый декан факультета. Основной базой преподавания педиатрии использовалась клиника детских болезней ин­ститута усовершенствования врачей, в которой одновременно он работал. Эта клиника многие годы носила его имя. Около 20 лет проф. Е.М. Лепский преподавал на педиатрическом факультете, много сил и энергии приложил он к разработке методики преподавания на вновь созданном факультете. Неоднократно выступал в печати, высказывая свои мысли об особенностях преподавания детских болезней на педи­атрическом факультете. Вместе со. своими ближайшими учениками (доц. Е.П. Кревер, Г.А. Макарова) он преподавал как пропедевтику детских болезней, так и факультетскую, госпитальную педиатрию. С 1934 г. факультет стал именоваться педиатрическим. В связи с увеличением контингента студентов, обучающихся на педиатрическом факультете, возникла необходимость в специальных кафедрах. Одной из первых была выделена кафедра пропедевтики детских болезней (1938 г.), возглавляемая в первое время Е.П. Кревер, а затем Г.А. Макаровой, позже (1949-1950 учебный год) была создана кафедра факультетской педиатрии, заведывание которой было возложено на Е.П. Кревер. Кафедра пропедевтики детских болезней помещалась на базе 4-й детской больницы Приволжского района (ныне детский стационар ГАУЗ ЦГКБ №18 г. Казани), факультетской педиатрии во 2-й детской больнице (ныне 3-й корпус ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ») того же района. Кафедра госпитальной педиатрии оставалась на основной базе — в детской клинике ГИДУВа. Одновременно для преподавания как базовые учреждения использовались детские больницы № 3, 5, 7, дом ребенка №1, ясли № 4 и другие. Так, 90 лет назад началась история педиатрического факультета КГМУ.
В 30-е годы для слушателей нового факультета создаются кафедры детских инфекций (зав.-проф. А.Ф. Агафонов), терапии (проф. В.И. Катеров), хирургии (И.В. Домрачев), курс детской хирургии (доц. В.М. Новиков). С расширением фа­культета на кафедре детских болезней стали получать подготовку студенты 3-5-го курсов по пропедевтике, факультетской и госпитальной педиатрии. Практические занятия проводили ассистенты Е.П. Кревер и Г.А. Хаин-Макарова.
Под руководством Е.М. Лепского на кафедре детских болезней педиатрического факультета разворачивается интен­сивная научная работа. Профессором и его учениками изучается крайне актуальная для того времени проблема ави­таминозов и гиповитаминозов. Результаты исследований нашли отражение в классических монографиях Е.М. Лепского “Рахит и тетания рахитиков” (2 издания, 1941, 1945), “Авитаминозы и гиповитаминозы” (совместно с Р.И. Лепс- кой, 1944, 1948).
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.), которые можно считать временем становления педиатрического факультета, он сформировался как самостоятельное научно-педагогическое подразделение медицинского института, твердо встал на ноги. В этот период был подготовлен 221 врач-педиатр.

В годы Великой отечественной войны факультет подготовил 367 врачей. В 1942 г. после подготовки по сокращенной программе на фронт отправились 96 выпускников факультета. В 1944 г. выпуска врачей не было. В послевоенное время кафедра детских болезней педиатричес­кого факультета подразделяется на две — факультетской (1949 г.; зав.—доц. Е.П. Кревер) и госпитальной (1952 г.; зав.— Е.Н. Короваев) педиатрии. В 50—70-е годы XX столетия педиатрические кафедры КГМИ возглавили известные ученые, профессора Г.А. Макарова (пропедевти­ческую клинику), К.А. Святкина (фа­культетскую), А.Х. Хамидуллина (госпи­тальную), Н.П. Кудрявцева (детских ин­фекций), М.Р. Рокицкий (детской хирургии). Это время можно образно назвать “серебряным веком” казанской педиатрической школы. Названные профессора подготовили педагогические кадры, которые возглавляли кафедры педиатрического профиля в КГМУ и ряде других российских медицинских вузов. Так, ученики К.А. Святкиной руководили кафедрами в КГМУ (проф. В.П. Булатов), КГМА (проф. С.В. Мальцев), в Ивановской медицинской академии (проф. А.И.Рыв­кин), ученики А.Х. Хамидуллиной — в КГМУ (профессора Л.К.Фазлеева, А.Г. Шамова, А.П. Пигалов), в КГМА (проф. А.В. Кузнецова), в Чувашском университете (проф.М.В. Краснов, Т.И. Петрова), ученики Н.П. Кудрявце­вой - в КГМУ ( профессора Н.А. Рома­нова, А.Д. Царегородцев), ученики М.Р. Рокицкого - в КГМУ (профессора А.А. Ахунзянов, П.Н. Гребнев), в Чуваш­ском университете (проф. А.А. Акинфиев). Широкую известность в стране и признание у педиатрической обществен­ности получили труды проф. К.А. Святкиной, посвященные рахиту, проф. А.Х. Хамидуллиной - реактивности детского организма в норме и патоло­гии, проф. М.Р. Рокицкого - хирурги­ческим заболеваниям легких у детей. С 1945 по 1980 г. на факультете было под­готовлено 2106 врачей-педиатров.

В 1982 г. произошла реорганизация педиатрических кафедр: вместо трех классических - пропедевтической, фа­культетской и госпитальной -вновь была создана единая кафедра детских болез­ней педиатрического факультета во главе с проф. Н.А. Романовой, которая вскоре была разделена на кафедры детских болезней № 1 и № 2. Их возглавили пред­ставители третьего (нынешнего) поколения казанских профессоров-педиатров О.И. Пикуза и В.П. Булатов. В 1986 г. был открыт курс, преобразованный в 1989 г. в кафедру поликлинической педиатрии (зав.—проф. В.П. Пигалов). Таким обра­зом создавалась современная учебная инфраструктура педиатрического факультета.

Анализируя 90-летнюю историю педиатрического факультета, мы не можем не отдать должное его деканам. Бла­годаря их стараниям и энергичной деятельности подготовка кадров педиатров всегда удовлетворяла самым строгим запросам практического здравоохранения. Назовем имена всех тех, кто возглавлял педиатрический факультет: проф. Лепский Ефим Моисеевич (1933-1935 г.г., 1942-1944 г.г.), психиатр Андреев Михаил Петрович (1936-1937 г.г.), акушер-гинеколог Козлов Иван Федорович (1937-1938 г.г.), хирург Новиков Георгий Матвеевич (1938-1939 г.г.), фармацевт Михеев Николай Антонович (1939-1941 г.г.), патолог Адо Андрей Дмитриевич (1941-1942 г.г.), педиатр Кревер Екатерина Петровна (1944-1946 г.г.), педиатр Забусов Георгий Ипполитович (1946-1956 г.г.), проф. Свят­кина Клавдия Андреевна (1956—1966 г.г.), хирург Николаев Герман Михайлович (1966 г.), инфекционист Кудрявцева Нина Петровна (1967-1969 г.г.), хирург Мифтахов Нариман Абдрахманович (1970-1971 г.г.), хирург, доцент Валитов Сулейман Ахмет-Сафич (1971—1986 г.г.), инфекционист, профессор Царегородцев Александр Дмитриевич (1986 г.), педиатр, профессор Пигалов Александр Петрович (1986-1989 г.г.), биолог Фросин Вячеслав Николаевич (1989 г.), педиатр, профессор Пикуза Ольга Ивановна (1989— 2001 г.г.), хирург, профессор Клюшкин Иван Владимирович (с 2001 г. по настоящее время).
Долгое время на педиатрическом факультете вместе с деканами трудились ста­рейшие сотрудники института, проводившие большую работу по организации учебного процесса — Е.П. Кревер, С.Г. Файзуллин, А.В. Покровский, А.X. Хамидуллина, А.С. Ефимова. Позже организационную работу стали проводить заместители декана С.X. Хабибуллина, Н.П. Резвяков, В.Н. Фросин, Н.Х. Габитова, Х.С. Хаертынов, Л.З. Шакирова — выпускники педиатрического факультета. В настоящее время в деканате педиатрического факультета совместно с деканом профессором И.В. Клюшкиным работают заместитель декана А.М. Закирова (с 2010 г.) и старший диспетчер Т.Е. Павлова (с 1994 г.).

Что же представляет собой педиатрический факультет КГМУ в настоящее время?
На 12 кафедрах факультета трудятся 154 преподавателей, из них 33 доктор наук, 29 профессоров, 44 доцента, 74 ассистента, 7 старших преподавателей, 78 кандидатов наук.
На факультете обучаются 1100 студентов. Клинические кафедры размещены в 5 крупных многопрофильных больни­цах и 8 детских поликлиниках. Ведущей клинической базой является Детская республиканская клиническая больница, где студенты знакомятся и осваивают современнейшие медицинские технологии по диагностике и лечению детских заболеваний.
На факультете внимание профессорско-преподавательского состава традиционно сосредоточено на учебно-методической работе. Министерство здравоохранения РФ рекомендовало для студентов медицинс­ких вузов учебники профессоров факультета
Положительные результаты достигнуты и в науке. За пять лет сотрудниками факультета защищено 2 докторских и 22 кандидатских диссертации, запланировано 4 докторских и 23 кандидатских диссертаций, издано 25 монографий, опубликовано более 1000 журнальных статей.

Основные научные направления кафедр педиатрического факультета.
Кафедра госпитальной педиатрии
научную деятельность осуществляет по направлениям детской нефрологии; детской кардиологии; липидологии; детской пульмонологии; детской гастроэнтерелогии; орфанных заболеваний; поликлинической педиатрии.
Кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии акцентирует внимание на изучении роли инфекционного фактора в формировании соматической патологии у детей.
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии на протяжении всех лет существования изучала нервную систему. В настоящее время научным направлением кафедры является «Молекулярные и клеточные механизмы пластичности и регенерации в центральной нервной системе». На кафедре активно ведётся работа по разработке генных и генно-клеточных конструкций и технологий для лечения нейротравм, инсульта и нейродегенеративных заболеваний.
Кафедра внутрен­них болезней специализируется на изучении новых подходов к терапии бронхообструктивного синдрома; оценки цитокинового статуса у больных с острым коронарным синдромом; коморбидных состояний в клинике внутренних болезней; профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Кафедра общей хирургии научную деятельность ведет по направлениям профилактики и лечения гнойно-воспалительных послеоперационных раневых осложнений в абдоминальной хирургии, в том числе у лиц пожилого и старческого возраста; совершенствования лучевых методов диагностики у пациентов с хирургическими заболеваниями.
Кафедра оториноларингологии прицельное внимание уделяет заболеваниям верхних дыхательных путей и уха.
Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики занимается разработкой методов ранней диагностики, лечения и медицинской реабилитации врожденной, перинатальной патологии нервной системы и детского церебрального паралича, а также совершенствованием персонифицированной системы мероприятий, направленных на профилактику осложнений церебральной микроангиопатии у пациентов с различными клинико-патогенетическими вариантами болезни малых сосудов.
Кафедра судебной медицины изучает организационно-методические аспекты повышения качества и эффективности судебно-медицинских экспертиз.
Кафедра детских инфекций специализируется на изучении современной диагностики и принципах лечения острых кишечных инфекций у детей разных возрастных групп; вирусных диарей, особенностях клиники и ведения пациентов в амбулаторных и стационарных условиях; гено- и фенотипических характеристиках условно-патогенных бактерий, лежащих в основе генерализованных инфекционных процессов; сепсиса новорожденных, причин формирования, фенотипов, современных лечебно-диагностических комплексах; ВИЧ-инфекции; роли кишечника в манифестации иммунодефицитных состояний и оппортунистических инфекций; психотипов пациентов и комплаенс на этапах оказания помощи; медико-социальных особенностей ведения ВИЧ-инфицированных беременных женщин; новой коронавирусной инфекции, причин формирования тяжелых форм, постковидных состояний и коморбидных процессов в клинике современных заболеваний человека.
Кафедра физического воспитания и здоровья уделяет внимание совершенствованию и оптимизации процесса физического воспитания студентов, разработке и внедрению инновационных оздоровительных технологий двигательной активности, а также разработке эффективных методик увеличения функциональной работоспособности спортсменов с позиции минимизации негативных последствий высоких тренировочных нагрузок.
Кафедра детской хирургии ведет активную научную деятельность в областях сердечно-сосудистой, абдоминальной хирургии, урологии-андрологии, ортопедии и травматологии.
Кафедра психиатрии и медицинской психологии научно-исследовательскую работу проводит по актуальным проблемам психиатрии и наркологии, медицинской и общей психологии, психологии личности; изучению личностных механизмов психогенеза невротических и психосоматических расстройств, девиантных форм поведения; вопросам специфики психопатологии в период постмодернизма, классификации психических расстройств, социально опасным поведениям душевнобольных; экологической психиатрии; изучения соматопсихических и психосоматических взаимоотношений; судебной психиатрии; изучения проблем индивидуальных и парно-супружеских форм злоупотребления алкоголем.

За 90 лет на педиатрическом факуль­тете подготовлено около трех тысяч врачей-педиатров. Среди них много выда­ющихся деятелей науки и практики - это директор научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Ба­ранов, ректор КГМУ, чл.-корр. РАМН, заслуженный деятель науки РФ и РТ Н.Х. Амиров, директор НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ проф. А.Д. Царегородцев, заместитель министра здра­воохранения РТ, канд. мед. наук Л.А. Николь­ская, главный врач Детской республи­канской больницы МЗ РТ, канд. мед. наук Е.В. Карпухин, проф., д.м.н. А.П. Киясов – директор ИФМиБ ФГАОУ ВПО Казанский ПФУ, министр здравоохранения РТ М.Н. Садыков, к.м.н., главный врач ГАУЗ ДРКБ МЗ РТ А.И. Зиятдинов, заместитель министра здравоохранения РТ, начальник управления здравоохранения по г.Казани В.В. Жаворонков и многие другие.

Факультету в XXI веке предстоит решать немало сложных задач.Накопившиеся в ходе социально-экономического кризиса и реформирования общества в 90-е годы прошлого века проблемы в состоянии здоровья детского населения России и Татарстана требуют для их реализации неординарные подходы и колоссальное напряжение интеллектуальных и материальных сил. Но педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета с оптимизмом смотрит в будущее, ибо его история, славные традиции, весомый научный и педагогический потенциал - залог новых достижений и побед.

 

Созинов Алексей Станиславович, Клюшкин Иван Владимирович, Закирова Альфия Мидхатовна, Файзуллина Резеда Абдулахатовна, Садыкова Динара Ильгизаровна, Анохин Владимир Алексеевич, Миролюбов Леонид Михайлович

 

Казанская педиатрическая школа. К истокам ЗАРОЖДЕНИЯ и РАЗВИТИЯ

Виктор Константинович Меньшиков. Этапы профессиональной биографии

Аргутинский-Долгоруков Пётр Михайлович

Ефим Моисеевич Лепский

Кревер Екатерина Петровна. Вклад в изучение и борьбу с рахитом