НИЛ по фармакогнозии и ботанике

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Курс фармакогнозии

Основным научным направлением курса фармакогнозии является изучение экстрагируемости биологически активных веществ лекарственных растений в водные извлечения. Исследования носят прикладной характер и имеют целью совершенствование технологии приготовления водных извлечений и совершенствование методов анализа сырья, используемого для приготовления водных извлечений. 

Подтверждением актуальности исследований данной проблемы являются новые требования к проектам НД на лекарственное растительное сырье, применяемое для приготовления водных извлечений, разработанные Институтом стандартизации лекарственных средств ФГУ НЦ ЭСМП Росздравнадзора.

Курс ботаники

 

Курс ботаники работает по проблеме «Изучение популяций охраняемых лекарственных растений РТ». В настоящее время объектом научных ботанических исследований является девясил высокий. Исследуются экспериментальные и естественные популяции данного вида. Выбор темы объясняется актуальностью популяционного подхода для оценки позиций вида в различных эколого-ценотических условиях, что дает возможность разработать оптимальный режим охраны существующих популяций девясила высокого и усиление позиций вида в растительном покрове РТ.

Студенты фармацевтического факультета с 1 по 5 курсы приглашаются принять участие в работе студенческого научного кружка  по курсу Ботаника и Основы лекарственного растениеводства. Здесь мы получаем и углубляем полученные знания, проводим научно-исследовательскую работу, ставим увлекательные  опыты.  Кружок проводится один- два  раза в месяц, на кафедре фармакологии фармацевтического факультета  с курсами ботаники и фармакогнозии. 
 
На заседания кружка приглашаются специалисты в области фармации, ботаники, растениеводства, физиологии растений, фитопатологии, цитологии, альгологии и др. 
Свои научные работы студенты представляют на конференциях и конкурсах.
Ботанический кружок работает в свободное от занятий время. Заседания кружка заранее объявляются.  Место проведения - аудитория 318 кафедры фармакологии фармацевтического факультета  с курсами ботаники и фармакогнозии 

Курс ботаники

Курс ботаники был организован в сентябре 1975 года при открытии фармацевтического факультета. Первоначально курс размещался на территории кафедры биологии (зав. каф. Молчанова И.Н.), а в сентябре 1977 года он  вошел в состав вновь организованной кафедры фармакогнозии (заведующий Р.С.Гараев). С первых дней созданием курса ботаники руководила доцент Соболева Л.С. Для учебного процесса была создана материальная база: микроскопы, инструментарий, учебники, определители растений, гербарий (содержащий более 1000 гербарных образцов видов растений РТ), раздаточный материал, таблицы. Проводилась интенсивная учебно-методическая работа: типографские издания методических пособий для лабораторных работ, по летней практике, съемка  и составление коллекции слайдов по систематике цветковых растений, съемка и монтаж видеофильма «Введение в полевую практику по ботанике», издание учебного пособия с грифом УМО «Учебная практика по ботанике».

С июня 1981 года по 1986 год курс ботаники по заданию Аптечного управления при Совете Министров ТАССР под руководством доц. Соболевой Л.С. проводил ресурсоведческое обследование лекарственной флоры, по результатам которого были составлены рекомендации по объемам заготовок лекарственного сырья в республике. Ресурсоведческие исследования позволили принять участие в республиканском издании «Красной Книги РТ», вышедшей в 1995 году, а также определить направление научной работы курса ботаники: «Изучение популяций редких и охраняемых  лекарственных растений республики (ландыш, адонис, девясил)». Результаты этих работ освещались в печати, на конференциях и ботанических съездах (20 печатных работ).

За годы существования курса ботаники основным руководителем всех видов деятельности этого подразделения является доцент Соболева Лидия Семеновна. За время работы в КГМУ ею подготовлено несколько молодых преподавателей: 

Папченков В.Г. – переехал из Казани, руководит отделом в НИИ г.Борок;

Румянцев С.Д.  освоил  курс ботаники, был рекомендован в аспирантуру в Москву;

Плещинская Е.Н. успешно  освоила преподавание курса ботаники, уехала по семейным обстоятельствам в Тверской университет и преподает там ботанику для фармацевтов; Воробьева М.А., выпускница нашего фармфака, освоила преподавание курса ботаники, по семейным обстоятельствам уехала в Елабугу и преподавала в  пединституте ботанику;

Иванова З.Н., также выпускница фармфака КГМУ, после освоения и преподавания курса ботаники перешла на более высокооплачиваемую работу в фармучилище;

Искакова А.А., выпускница КГУ, освоила курс ботаники и преподавала на кафедре, работала над диссертационной темой.

12.05.05 Составила   доц. Соболева Л.С. с изменениями от 18.01.13 и 20.01.14

Курс фармакогнозии

Курс фармакогнозии был организован в 1975 году в связи с открытием фармацевтического факультета в Казанском медицинском институте. Первым его заведующим стал ассистент Гараев Р.С., ныне профессор, чл.- корр. АН РТ, зав. кафедрой фармакологии КГМУ. С 1982 по 2002 г. кафедру фармакогнозии с курсом ботаники возглавлял доцент Асадуллин М.Г., с 2002 г. до настоящего времени курсом фармакогнозии руководит доцент Хазиев Р.Ш.

В становлении и развитии курса (кафедры) фармакогнозии в разные годы также принимали участие доцент Артемова Н.П., старший преподаватель Ашаева Л.А., ассистенты Рыбакова И.В. и Бусыгина Ю.В, ст. лаборант Гладкова Л.С.

В 1980 году при кафедре был создан ботанический сад лекарственных растений, который в настоящее время является основной базой практики по фармакогнозии для студентов КГМУ и учащихся Казанского медико-фармацевтического училища.

Становление всякой вновь созданной кафедры требует больших усилий ее сотрудников по материальному и методическому обеспечению учебного процесса. Гордостью нашего курса является огромный гербарный фонд лекарственных растений и образцов лекарственного растительного сырья. Насчитывающий несколько тысяч экземпляров, он создавался силами преподавателей и студентов на учебных практиках по фармакогнозии, проходивших на зонально-опытных станциях Всесоюзного НИИ лекарственных растений, располагавшихся в различных регионах бывшего СССР –  Москве, на Западной и Восточной Украине, Крыму, Молдавии, Грузии, Киргизии, Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Ныне этот фонд поддерживается и обновляется за счет растений нашего ботанического сада, который сотрудничает и обменивается семенами с двумя десятками российских и зарубежных ботанических садов.

С 1995 года курс фармакогнозии занимается также последипломным образованием провизоров,  с 1998 года курс фармакогнозии преподается на заочном отделении фармацевтического факультета. Открытие сертификационных курсов и заочного отделения потребовало большой организационной и методической работы. Для полноценного преподавания фармакогнозии на этих отделениях через типографию КГМУ были издан ряд методических пособий.

Помимо многоплановой учебной и методической работы сотрудники нашего курса активно занимаются научной работой по изучению лекарственных растений. Это в первую очередь растения нашей республики. Наши преподаватели в 80-х годах прошлого века участвовали в ресурсоведческом обследовании лекарственной флоры республики и выявлении запасов, пригодных для заготовок. Эта работа проводилась по заказу тогдашнего Аптечного управления при Совете Министров ТАССР.

В 90-х годах по заказу того же Аптечного управления, преобразованного в Государственное предприятие «Татарстанфармация», была исследована лекарственная флора 6 районов Татарстана на загрязненность его ядохимикатами. В 1996 г. эта работа была поддержана грантом Академии наук Татарстана по теме «Экспериментальное изучение динамики перехода пестицидов в лекарственные растения и сохранности их в лекарственном сырье» совместно с кафедрой микробиологии КГУ.

В целевых аспирантурах сотрудники курса фармакогнозии подготовили и защитили кандидатские диссертации – Артемова Н.П. «Синтез серусодержащих производных карана реакциями окисей 3-карана с сульфидными нуклеофилами» в 1989 году и Хазиев Р.Ш. «Изучение биологически активных веществ растений рода Amaranthus L.» в 1993 году.

Сегодня наши усилия направлены на изучение динамики накопления биологически активных веществ лекарственных растений Татарстана, выявлению факторов, влияющих на этот процесс, а также изучению факторов влияющих на переход действующих веществ лекарственных растений в водные настои и отвары, основной форме использования лекарственных растений в  фитотерапии. В этой работе вместе с преподавателями участвуют наши студенты, выполняя экспериментальные курсовые и дипломные работы. Результаты исследований докладываются на различных конференциях, публикуются в фармацевтической печати.

Перспективными направлениями научных исследований могут также стать изучение интродуцированных и акклиматизированных  в ботаническом саду лекарственных растений, не произрастающих естественно в Татарстане, а также объединение усилий с преподавателями курса фармакологии в изучении механизмов лечебного действия лекарственных растений.

Список научных и учебно-методических публикаций

УСЦ «Учебная симуляционная аптека»

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Учебный симуляционный центр «Учебная симуляционная аптека КГМУ»

Руководитель Ганиева Гузель Рафиковна

 

 

к.фарм.н. Тимергалиева Венера Расимовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лаборант

Егорова Анна Васильевна


«Учебная симуляционная аптека КГМУ»

   
На базе Казанского государственного медицинского университета открыт Учебный симуляционный центр «Учебная симуляционная аптека КГМУ», который является базой для  формирования практических навыков будущих фармацевтических специалистов.
В рамках реализации проекта разработаны организационная структура учебной аптеки, образовательные технологии, позволяющие симулировать иерархию и взаимодействия в коллективе, учет и движение товаров аптечного ассортимента.
 
     
Разработан принцип логистики сопровождения учебного занятия «отдел рецептурного отпуска – отдел запасов», «отдел запасов -  производственный запас», внедрены информационно-компьютерные  технологии по управлению товарными запасами в аптечной организации и учет других видов товарно-материальных ценностей. В симуляционной аптеке  разрабатываются методики преподавания принципов  применения менеджемента качества к управлению аптечной организацией. В ходе учебного процесса в симуляционном центре студентами осваиваются коммуникативные навыки общения с различными посетителями аптеки и навыки решения конфликтных ситуаций. Также отрабатываются навыки по взаимодействию с коллегами  при  решения типовых производственных задач.
    
Структура учебной аптеки точно имитирует  помещения реально функционирующих современных аптечных организаций. Учебная аптека соответствует всем требованиям, предъявляемым для проведения аккредитации фармацевтических специалистов, которые являются обязательной для выпускников фармацевтических факультетов и ВУЗов на территории РФ с 2016 года. С 2018 года первичную аккредитацию проходят выпускники, получающие среднее фармацевтическое образование.
     
На сегодняшний день разработка и внедрение симуляционных центров обучения в практику подготовки фармацевтических специалистов является актуальной задачей систем высшего образования и здравоохранения.   Учебная аптека является базой для повышения уровня владения практическими навыками и профессионального мастерства будущих провизоров, тем самым обеспечивая более эффективный переход к самостоятельной профессиональной деятельности.
       
 
В реальной  повседневной жизни выпускники фармацевтического факультета  сталкиваются с проблемами, связанными со спецификой  оказания фармацевтической помощи, организационным порядком в аптечных  организациях, иерархией в коллективе, образованием команд, созданием комплементарности и эмпатийности во взаимоотношениях с коллегами, партнерских отношений с посетителями. Суть проекта в создании симуляционной аптеки, как организации, осуществляющей деятельность в области оказания фармацевтической помощи, занимающейся мероприятиями, которые  включают в том числе организационно-правовые, управленческие, финансово-экономические и т.п. процессы.
Таким образом учебная аптека позволяет студентам отрабатывать не только навыки по фармацевтической технологии, фармацевтичекому анализу лекарственных препаратов, их приемке и отпуску, но и осваивать навыки командной работы, приобретая лидерские качества и способность к предпринимательской деятельности.
     
Исторический уголок, который находится в учебной аптеке является украшением аптеки и представляет большой интерес для студентов
 
    
 

Учебные и производственные практики в Институте фармации

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Руководитель практики от Института фармации: доцент, к.фармац.н. Сидуллина Светлана Анатольевна

 

 

 

    

 

Наименование практики

Семестр 1.Фармацевтическая пропедевтическая практика. Учебная. ЗЕ-3 (108 ч), 2 недели. Зачет с оценкой. Руководители: доцент Меркурьева Г.Ю., доцент Камаева С.С.

Учебная практика студента Института фармации в аптеке носит ознакомительный характер. Студент знакомится на практике с будущей профессией, в отчете описывается принцип работы аптеки. Термин пропедевтика (от древнегреческого προπαιδεύω — предварительно обучаю) означает введение в науку, сокращенное систематическое изложение науки в элементарной форме, вводный курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Целью пропедевтической практики по фармации является знакомство студентов 1 курса с предприятиями оптовой и розничной торговли, аптечной терминологией, основными задачами и функциями аптеки, охраной труда и техники безопасности, санитарным режимом, а также формирование простейших практических умений по уборке помещений аптеки, обработке аптечной посуды и вспомогательного материала.

Основными задачами фармацевтической пропедевтической практики являются:

1.  ознакомление с видами аптечных организаций;

2.  ознакомление с составом помещений, их предназначением, оборудованием и оснащением аптечных организаций;

3.  ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к помещениям, процессам изготовления ЛП, хранения ЛП и персоналу;

4.  ознакомление с работой вспомогательного, фармацевтического персонала и др.

Данная практика является предшествующей для изучения всех фармацевтических дисциплин и, в частности, управления и экономики фармации, фармацевтической технологии.

    

Семестр 4. Практика по ботанике.Учебная. ЗЕ-3 (108 ч),  2 недели. Зачет с оценкой. Руководитель:доцент Ситникова Н.В.

Целью освоения учебной практики по ботанике является формирование у студентов системных знаний по ботанике и умений выполнять описание и определение представителей разных систематических групп.

Задачи практики: 

1. Изучение биологических закономерностей развития растительного мира;

2. Ознакомление с разнообразием морфологических структур органов растений;

3. Изучение растительных групп, включающих лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии; 

4. Ознакомление с диагностическими признакам растений, которые используются при определении сырья; 

5. Ознакомление с основными физиологическими процессами, происходящими в растительном организме; 

6. Формирование представлений об экологии, фитоценологии и географии растений;

7. Ознакомление с редкими и исчезающими видами растений, подлежащими охране и занесёнными в «Красную книгу»;

8. Формирование умений морфологического описания растений и определения растений по определителям; 

9. Формирование практических навыков в сборе и сушке гербария;

10. Формирование умений и навыков для проведения геоботанических описаний фитоценозов; 

11. Формирование навыков изучения научной ботанической литературы.

   

Семестр 6. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Практика по фармакогнозии). Учебная. ЗЕ-6 (216 ч), 4 недели. Зачет. Руководитель:доцент Хазиев Р.Ш.

Учебная практика является продолжением учебного процесса и призвана закрепить и расширить теоретические и практические знания. В ходе изучения фармакогнозии знакомство студентов с лекарственными растениями происходит по образцам гербария и сырья, таблицам, слайдам, с использованием современных технологий (в том числе интернет ресурсов). Практика позволяет познакомиться с живыми растениями и освоить ряд практических навыков по заготовке сырья, по определению запасов. Эти вопросы могут быть разрешены только в процессе учебной практики, и она является частью программы в подготовке провизора.

Во время практики студент учится:

-  распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе;

- использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья;

- определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного сырья;

- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье;

- проводить ресурсоведческие исследования.

   

Семестр 8. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Практика по общей фармацевтической технологии). Учебная. ЗЕ-2 (72 ч), 1 2/6 недели. Зачет. Руководители:доцент Меркурьева Г.Ю., доцент Камаева С.С.

Цель практики – приобретение первичных профессиональных умений и навыков в области производства лекарственных средств, знания о которых получены ранее на практических занятиях и формирование компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачами практики являются:

- закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении курса технологии готовых лекарственных средств;

- знакомство с цеховым принципом организации производства лекарственных средств на фармацевтическом предприятии;

- приобретение навыков составления технологических регламентов;

- знакомство с машинами и аппаратами фармацевтического предприятия, используемыми для производства, фасовки и упаковки готовых лекарственных средств.

Процесс прохождения практики направлен на формирование у выпускника способности к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств.

   

Семестр 4. Практика по оказанию первой помощи.Учебная. ЗЕ-3 (108 ч), 2 недели. Зачет с оценкой. Руководитель: ассистент Антонов А.М.

Целями учебной практики по оказанию первой помощи являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им первичных профессиональных умений и навыков для формирования представлений о будущей специальности, готовности к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Задачами учебной практики являются:

- закрепление теоретических знаний и получение первичных практических навыков по правилам обеспечения постовой медицинской сестры лекарственными препаратами;

- приобретение знаний об основных этапах выполнения врачебных назначений;

- оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях;

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов в избранной профессии.

   

Семестр А.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Фармацевтическая технология). Производственная. ЗЕ-8 (288 ч), 5 2/6 недели. Зачет с оценкой. Руководители:доценты Меркурьева  Г.Ю. и Камаева С.С.

   

Семестр А.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Контроль качества лекарственных средств). Производственная. ЗЕ-9 (324 ч), 6 недель. Зачет с оценкой. Руководители:доцент Сидуллина С.А., профессор Абдуллина С.Г., доцент Тухбатуллина И.К., ассистент Насибуллин Ш.Ф.

  

Семестр А.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Управление и экономика аптечных учреждений).       Производственная. ЗЕ-9 (324 ч), 6 недель. Зачет с оценкой. Руководитель:ассистент Порфирьева Н.Н.

Производственная практика – обязательный раздел основной образовательной программы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием. Целью производственной практики является формирование у студентов профессиональных компетенций, а также совершенствование освоения практических умений и навыков, закрепление знаний, полученных при изучении основных и фундаментальных дисциплин, знакомство с организацией и условиями работы соответствующих специалистов, а также с основами работы фармацевтической службы и организацией работы системы здравоохранения в целом.

   

 

Ежегодно по итогам практики проводится конференция, победитель которой выступает на итоговом дне общеуниверситетской конференции. Наши студенты неоднократно занимали призовые места.

     

 

Учебно-производственные практики Института фармации. Новости.

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Каждая практика содержит свои особенности. В отличие от студентов других университетов, будущие провизоры проходят учебную практику на первых годах обучения, производственную в середине, преддипломную на последнем году обучения.