НИЛ по фармакогнозии и ботанике
Курс фармакогнозии
Основным научным направлением курса фармакогнозии является изучение экстрагируемости биологически активных веществ лекарственных растений в водные извлечения. Исследования носят прикладной характер и имеют целью совершенствование технологии приготовления водных извлечений и совершенствование методов анализа сырья, используемого для приготовления водных извлечений.
Подтверждением актуальности исследований данной проблемы являются новые требования к проектам НД на лекарственное растительное сырье, применяемое для приготовления водных извлечений, разработанные Институтом стандартизации лекарственных средств ФГУ НЦ ЭСМП Росздравнадзора.
Курс ботаники
Курс ботаники работает по проблеме «Изучение популяций охраняемых лекарственных растений РТ». В настоящее время объектом научных ботанических исследований является девясил высокий. Исследуются экспериментальные и естественные популяции данного вида. Выбор темы объясняется актуальностью популяционного подхода для оценки позиций вида в различных эколого-ценотических условиях, что дает возможность разработать оптимальный режим охраны существующих популяций девясила высокого и усиление позиций вида в растительном покрове РТ.
Курс ботаники
Курс ботаники был организован в сентябре 1975 года при открытии фармацевтического факультета. Первоначально курс размещался на территории кафедры биологии (зав. каф. Молчанова И.Н.), а в сентябре 1977 года он вошел в состав вновь организованной кафедры фармакогнозии (заведующий Р.С.Гараев). С первых дней созданием курса ботаники руководила доцент Соболева Л.С. Для учебного процесса была создана материальная база: микроскопы, инструментарий, учебники, определители растений, гербарий (содержащий более 1000 гербарных образцов видов растений РТ), раздаточный материал, таблицы. Проводилась интенсивная учебно-методическая работа: типографские издания методических пособий для лабораторных работ, по летней практике, съемка и составление коллекции слайдов по систематике цветковых растений, съемка и монтаж видеофильма «Введение в полевую практику по ботанике», издание учебного пособия с грифом УМО «Учебная практика по ботанике».
С июня 1981 года по 1986 год курс ботаники по заданию Аптечного управления при Совете Министров ТАССР под руководством доц. Соболевой Л.С. проводил ресурсоведческое обследование лекарственной флоры, по результатам которого были составлены рекомендации по объемам заготовок лекарственного сырья в республике. Ресурсоведческие исследования позволили принять участие в республиканском издании «Красной Книги РТ», вышедшей в 1995 году, а также определить направление научной работы курса ботаники: «Изучение популяций редких и охраняемых лекарственных растений республики (ландыш, адонис, девясил)». Результаты этих работ освещались в печати, на конференциях и ботанических съездах (20 печатных работ).
За годы существования курса ботаники основным руководителем всех видов деятельности этого подразделения является доцент Соболева Лидия Семеновна. За время работы в КГМУ ею подготовлено несколько молодых преподавателей:
Папченков В.Г. – переехал из Казани, руководит отделом в НИИ г.Борок;
Румянцев С.Д. освоил курс ботаники, был рекомендован в аспирантуру в Москву;
Плещинская Е.Н. успешно освоила преподавание курса ботаники, уехала по семейным обстоятельствам в Тверской университет и преподает там ботанику для фармацевтов; Воробьева М.А., выпускница нашего фармфака, освоила преподавание курса ботаники, по семейным обстоятельствам уехала в Елабугу и преподавала в пединституте ботанику;
Иванова З.Н., также выпускница фармфака КГМУ, после освоения и преподавания курса ботаники перешла на более высокооплачиваемую работу в фармучилище;
Искакова А.А., выпускница КГУ, освоила курс ботаники и преподавала на кафедре, работала над диссертационной темой.
12.05.05 Составила доц. Соболева Л.С. с изменениями от 18.01.13 и 20.01.14
Курс фармакогнозии
Курс фармакогнозии был организован в 1975 году в связи с открытием фармацевтического факультета в Казанском медицинском институте. Первым его заведующим стал ассистент Гараев Р.С., ныне профессор, чл.- корр. АН РТ, зав. кафедрой фармакологии КГМУ. С 1982 по 2002 г. кафедру фармакогнозии с курсом ботаники возглавлял доцент Асадуллин М.Г., с 2002 г. до настоящего времени курсом фармакогнозии руководит доцент Хазиев Р.Ш.
В становлении и развитии курса (кафедры) фармакогнозии в разные годы также принимали участие доцент Артемова Н.П., старший преподаватель Ашаева Л.А., ассистенты Рыбакова И.В. и Бусыгина Ю.В, ст. лаборант Гладкова Л.С.
В 1980 году при кафедре был создан ботанический сад лекарственных растений, который в настоящее время является основной базой практики по фармакогнозии для студентов КГМУ и учащихся Казанского медико-фармацевтического училища.
Становление всякой вновь созданной кафедры требует больших усилий ее сотрудников по материальному и методическому обеспечению учебного процесса. Гордостью нашего курса является огромный гербарный фонд лекарственных растений и образцов лекарственного растительного сырья. Насчитывающий несколько тысяч экземпляров, он создавался силами преподавателей и студентов на учебных практиках по фармакогнозии, проходивших на зонально-опытных станциях Всесоюзного НИИ лекарственных растений, располагавшихся в различных регионах бывшего СССР – Москве, на Западной и Восточной Украине, Крыму, Молдавии, Грузии, Киргизии, Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Ныне этот фонд поддерживается и обновляется за счет растений нашего ботанического сада, который сотрудничает и обменивается семенами с двумя десятками российских и зарубежных ботанических садов.
С 1995 года курс фармакогнозии занимается также последипломным образованием провизоров, с 1998 года курс фармакогнозии преподается на заочном отделении фармацевтического факультета. Открытие сертификационных курсов и заочного отделения потребовало большой организационной и методической работы. Для полноценного преподавания фармакогнозии на этих отделениях через типографию КГМУ были издан ряд методических пособий.
Помимо многоплановой учебной и методической работы сотрудники нашего курса активно занимаются научной работой по изучению лекарственных растений. Это в первую очередь растения нашей республики. Наши преподаватели в 80-х годах прошлого века участвовали в ресурсоведческом обследовании лекарственной флоры республики и выявлении запасов, пригодных для заготовок. Эта работа проводилась по заказу тогдашнего Аптечного управления при Совете Министров ТАССР.
В 90-х годах по заказу того же Аптечного управления, преобразованного в Государственное предприятие «Татарстанфармация», была исследована лекарственная флора 6 районов Татарстана на загрязненность его ядохимикатами. В 1996 г. эта работа была поддержана грантом Академии наук Татарстана по теме «Экспериментальное изучение динамики перехода пестицидов в лекарственные растения и сохранности их в лекарственном сырье» совместно с кафедрой микробиологии КГУ.
В целевых аспирантурах сотрудники курса фармакогнозии подготовили и защитили кандидатские диссертации – Артемова Н.П. «Синтез серусодержащих производных карана реакциями окисей 3-карана с сульфидными нуклеофилами» в 1989 году и Хазиев Р.Ш. «Изучение биологически активных веществ растений рода Amaranthus L.» в 1993 году.
Сегодня наши усилия направлены на изучение динамики накопления биологически активных веществ лекарственных растений Татарстана, выявлению факторов, влияющих на этот процесс, а также изучению факторов влияющих на переход действующих веществ лекарственных растений в водные настои и отвары, основной форме использования лекарственных растений в фитотерапии. В этой работе вместе с преподавателями участвуют наши студенты, выполняя экспериментальные курсовые и дипломные работы. Результаты исследований докладываются на различных конференциях, публикуются в фармацевтической печати.
Перспективными направлениями научных исследований могут также стать изучение интродуцированных и акклиматизированных в ботаническом саду лекарственных растений, не произрастающих естественно в Татарстане, а также объединение усилий с преподавателями курса фармакологии в изучении механизмов лечебного действия лекарственных растений.