Учебные и производственные практики в Институте фармации
Руководитель практики от Института фармации: доцент, к.фармац.н. Сидуллина Светлана Анатольевна
Наименование практики
Семестр 1.Фармацевтическая пропедевтическая практика. Учебная. ЗЕ-3 (108 ч), 2 недели. Зачет с оценкой. Руководители: доцент Меркурьева Г.Ю., доцент Камаева С.С.
Учебная практика студента Института фармации в аптеке носит ознакомительный характер. Студент знакомится на практике с будущей профессией, в отчете описывается принцип работы аптеки. Термин пропедевтика (от древнегреческого προπαιδεύω — предварительно обучаю) означает введение в науку, сокращенное систематическое изложение науки в элементарной форме, вводный курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.
Целью пропедевтической практики по фармации является знакомство студентов 1 курса с предприятиями оптовой и розничной торговли, аптечной терминологией, основными задачами и функциями аптеки, охраной труда и техники безопасности, санитарным режимом, а также формирование простейших практических умений по уборке помещений аптеки, обработке аптечной посуды и вспомогательного материала.
Основными задачами фармацевтической пропедевтической практики являются:
1. ознакомление с видами аптечных организаций;
2. ознакомление с составом помещений, их предназначением, оборудованием и оснащением аптечных организаций;
3. ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к помещениям, процессам изготовления ЛП, хранения ЛП и персоналу;
4. ознакомление с работой вспомогательного, фармацевтического персонала и др.
Данная практика является предшествующей для изучения всех фармацевтических дисциплин и, в частности, управления и экономики фармации, фармацевтической технологии.
Семестр 4. Практика по ботанике.Учебная. ЗЕ-3 (108 ч), 2 недели. Зачет с оценкой. Руководитель:доцент Ситникова Н.В.
Целью освоения учебной практики по ботанике является формирование у студентов системных знаний по ботанике и умений выполнять описание и определение представителей разных систематических групп.
Задачи практики:
1. Изучение биологических закономерностей развития растительного мира;
2. Ознакомление с разнообразием морфологических структур органов растений;
3. Изучение растительных групп, включающих лекарственные виды, изучаемые в курсе фармакогнозии;
4. Ознакомление с диагностическими признакам растений, которые используются при определении сырья;
5. Ознакомление с основными физиологическими процессами, происходящими в растительном организме;
6. Формирование представлений об экологии, фитоценологии и географии растений;
7. Ознакомление с редкими и исчезающими видами растений, подлежащими охране и занесёнными в «Красную книгу»;
8. Формирование умений морфологического описания растений и определения растений по определителям;
9. Формирование практических навыков в сборе и сушке гербария;
10. Формирование умений и навыков для проведения геоботанических описаний фитоценозов;
11. Формирование навыков изучения научной ботанической литературы.
Семестр 6. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Практика по фармакогнозии). Учебная. ЗЕ-6 (216 ч), 4 недели. Зачет. Руководитель:доцент Хазиев Р.Ш.
Учебная практика является продолжением учебного процесса и призвана закрепить и расширить теоретические и практические знания. В ходе изучения фармакогнозии знакомство студентов с лекарственными растениями происходит по образцам гербария и сырья, таблицам, слайдам, с использованием современных технологий (в том числе интернет ресурсов). Практика позволяет познакомиться с живыми растениями и освоить ряд практических навыков по заготовке сырья, по определению запасов. Эти вопросы могут быть разрешены только в процессе учебной практики, и она является частью программы в подготовке провизора.
Во время практики студент учится:
- распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе;
- использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;
- распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья;
- определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного сырья;
- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье;
- проводить ресурсоведческие исследования.
Семестр 8. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Практика по общей фармацевтической технологии). Учебная. ЗЕ-2 (72 ч), 1 2/6 недели. Зачет. Руководители:доцент Меркурьева Г.Ю., доцент Камаева С.С.
Цель практики – приобретение первичных профессиональных умений и навыков в области производства лекарственных средств, знания о которых получены ранее на практических занятиях и формирование компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачами практики являются:
- закрепление и расширение теоретических знаний, полученных при изучении курса технологии готовых лекарственных средств;
- знакомство с цеховым принципом организации производства лекарственных средств на фармацевтическом предприятии;
- приобретение навыков составления технологических регламентов;
- знакомство с машинами и аппаратами фармацевтического предприятия, используемыми для производства, фасовки и упаковки готовых лекарственных средств.
Процесс прохождения практики направлен на формирование у выпускника способности к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств.
Семестр 4. Практика по оказанию первой помощи.Учебная. ЗЕ-3 (108 ч), 2 недели. Зачет с оценкой. Руководитель: ассистент Антонов А.М.
Целями учебной практики по оказанию первой помощи являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им первичных профессиональных умений и навыков для формирования представлений о будущей специальности, готовности к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Задачами учебной практики являются:
- закрепление теоретических знаний и получение первичных практических навыков по правилам обеспечения постовой медицинской сестры лекарственными препаратами;
- приобретение знаний об основных этапах выполнения врачебных назначений;
- оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях;
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов в избранной профессии.
Семестр А.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Фармацевтическая технология). Производственная. ЗЕ-8 (288 ч), 5 2/6 недели. Зачет с оценкой. Руководители:доценты Меркурьева Г.Ю. и Камаева С.С.
Семестр А.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Контроль качества лекарственных средств). Производственная. ЗЕ-9 (324 ч), 6 недель. Зачет с оценкой. Руководители:доцент Сидуллина С.А., профессор Абдуллина С.Г., доцент Тухбатуллина И.К., ассистент Насибуллин Ш.Ф.
Семестр А.Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Управление и экономика аптечных учреждений). Производственная. ЗЕ-9 (324 ч), 6 недель. Зачет с оценкой. Руководитель:ассистент Порфирьева Н.Н.
Производственная практика – обязательный раздел основной образовательной программы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием. Целью производственной практики является формирование у студентов профессиональных компетенций, а также совершенствование освоения практических умений и навыков, закрепление знаний, полученных при изучении основных и фундаментальных дисциплин, знакомство с организацией и условиями работы соответствующих специалистов, а также с основами работы фармацевтической службы и организацией работы системы здравоохранения в целом.
Ежегодно по итогам практики проводится конференция, победитель которой выступает на итоговом дне общеуниверситетской конференции. Наши студенты неоднократно занимали призовые места.