Открытые лекции в КГМУ
По итогам курса «Наномедицина и основы нанобезопасности», организованного при поддержке программы «Алгарыш» на базе КГМУ, аспирант кафедры гигиены, медицины труда Тимербулатова Г.А. и студентки медико-биологического факультета Габидинова Г.Ф. и Созинова Е.А. прошли научную стажировку на базе Института молекулярной и трансляционной медицины Тринити-Колледжа (Дублин, Ирландия).
Программой стажировки продолжительностью 3 недели было предусмотрено получение практических навыков при работе с наноматериалами. Большинство занятий проводились на базе лаборатории Института молекулярной и трансляционной медицины Тринити-Колледжа, часть занятий - на базе химической лаборатории и лаборатории современной микроскопии Тринити-Колледжа.
В процессе стажировки представители КГМУ выполняли исследования на современном оборудовании для визуализации и характеризации наноматериалов, а также проводили опыты по культивированию 3D-культур. Стажеры решали различные кейсы задач, развивающие навыки в дизайне эксперимента, использовании гистологического метода при исследовании безопасности наночастиц. Со стороны сотрудников Тринити-Колледжа была оказана активная консультационная и практическая поддержка.
Несомненно, полученный опыт окажется ценным при реализации научных задач, связанных с исследованием наноматериалов, на базе КГМУ.
Жемчужина Африки, находящаяся в регионе Великих Африканских озер, чей природный ландшафт меняется от покрытых снегом гор Рувензори до бескрайнего озера Виктория – именно тут мы находимся уже несколько недель благодаря нашему решению пройти уникальную форму медицинского образования.
Мы с моей коллегой прибыли в Энтеббе 19 июля. Я начал стажировку с мужского инфекционного отделения в госпитале Чируду в Кампале. Раньше я только читал о таких осложнениях ВИЧ, как туберкулез, криптококковый менингит, токсоплазмоз и др., а здесь эти заболевания встречаются каждый день.
Слим-болезнь (ВИЧ-истощение), которая была открыта здесь, поражает 7,3% местного населения, хотя ее лечение приносит хорошие результаты. В мужском инфекционном отделении я активно участвовал в оказании медицинской помощи таким пациентам - отслеживая из жизненные показатели и курс лечения, регистрируя индивидуальные изменения и проявления у каждого пациента, общаясь с лечащими врачами и медсестрами для достижения лучших практик, которые позволяют добиться комфортабельных условий для пациентов в соответствии с международными стандартами.
Палатный обход с лечащими врачами, где мы «напрягали» мозг и отвечали на множество вопросов, был одним из самых полезных образовательных сегментов. При этом я не только отвечал на вопросы, но я также получал задания и выполнял процедуры, например, люмбальную пункцию, которые я не встречаю в каждодневной практике.
Я понял, что некоторые пациенты дожидаются запущенной стадии болезни, прежде чем идти в больницу. Во время ротации я общался с пациентами, узнавал детали их истории болезни и обследовал. Я был поражен некоторыми обстоятельствами, связанными с их госпитализацией. Для многих является проблемой найти деньги для покупки самых простых лекарств или пройти необходимую инструментальную диагностику. Все это требует от медицинских работников иметь очень высокий уровень знаний и умений, поскольку только это, а также способность применения знаний и интуитивное мышление позволяет поставить правильный клинический диагноз, в отличие от современных диагностических процедур, доступных в России.
Далее, я перешел в отделение неотложной помощи, где мы имели каждый день образовательную сессию, на которой все интерны и молодые доктора обсуждали темы, предложенные заведующим отделением. Я имел возможность поделиться моими медицинскими знаниями и методами медицинских практик в России.
Команда потеряла пациента, даже после выполнения сердечно-легочной реанимации, в которой я активно участвовал. Я явственно осознал, насколько важны мои решения как доктора, ведь от них зависит жизнь пациента.
Разбор возможных причин гибели пациента с командой заставил меня «в первую очередь беспокоиться о том, что убьет пациента» - первое правило неотложного отделения, как говорит заведующий отделением, доктор Лукома.
Я пошел дальше, решив сделать исследование клинического случая об очень интересном суицидальном пациенте, который поступил в неотложное отделение с попыткой отравить себя каустической содой. Необходимо было все проанализировать,поставить правильный диагноз и назначить лечение в долгосрочной перспективе, для чего необходимо взаимодействие психиатрии, пластической хирургии и терапии, и я был рад поделиться моими знаниями.
Я посетил ряд интерактивных семинаров и лекций, прочитанных командой докторов, среднего медицинского персонала и фармацевтов, что поддерживает интеллектуальный уровень больницы на высоком уровне. Это было очень полезно для соединения теоретических медицинских знаний с практикой. После семинаров устраивали обеды, на которых я обычно ел матоки с бобовым соусом, приготовленные в больнице.
В один из уикендов мы с коллегами совершили двухчасовую поездку в Джинджу – место, откуда берет начало Нил – самая длинная река в мире. Мы наслаждались видами природы по дороге туда, прекрасными зелеными полями и фруктовыми деревьями. Во время водной прогулки на лодке мы услышали историю угандийского народа, а также о том, как Нил способствовал тому, чтобы угандийцы были такой гостеприимной и мирной нацией. Я видел это каждый день – в такси, на базаре, в больницах и любых других местах. Простота их жизни научила меня ценить те вещи, которые наиболее важны. Во время палатных обходов врачи старались научить меня, поскольку я проявлял интерес. Я понял, что в Мулаго очень умные врачи и другие медицинские работники, вовлеченные в активное обучение.
За это время у меня появились потрясающие друзья с разных континентов, с которыми нас объединяют хорошие воспоминания. После общения с доктором Маджидом Садигом у меня изменилось мироощущение и появилась более широкая картина, к чему нужно стремиться во время практики в Кампале. Он подчеркнул, что необходимо мудро использовать время, проведенное здесь, в качестве инструмента для улучшения здоровья людей в глобальных масштабах.
Вернувшись в Казань и будучи резидентом, я буду стараться внести свой вклад в медицинское образование в КГМУ. Имея опыт, полученный во время стажировки в Кампале, я хочу работать со студентами, с IFMSA, чтобы показать значимость анамнеза и клинических наблюдений для постановки диагноза. Важным для меня также представляется поделиться методиками поддержания жизни, реанимации и другими навыками неотложной помощи, которые я освоил в неотложном отделении и которые должен знать каждый.
Я и мои друзья сделали пожертвования для того, чтобы помочь пациентам, которые не могут позволить себе необходимую медицинскую помощь. Это был очень важный момент для нас, и я хотел бы сделать больше на глобальном уровне.
Я выражаю благодарность программе «Глобальное здоровье» и ее руководителю, доктору Маджиду Садигу за возможность познать что-то новое, доктору Марату Мухамедьярову и Марине Захаровой из отдела международного сотрудничества, которые сделали эту стажировку возможной, Сюзан Буекасо, Феоне, Джимми, Науре за теплый прием и заботу обо мне и моей коллеге во время нахождения в Кампале – это было прекрасное время.
Я считаю, что самой великой инвестицией в медицинское образование и здравоохранение на глобальном уровне является инвестиция в молодое поколение, которое будет определять форму и природу глобального здоровья в ближайшие десятилетия – и это ключевое полномочие программы «Глобальное здоровье».
Я рассчитываю на то, что мне удастся преодолеть еще больше границ и вызвать значительные изменения.
Джон Иса Нгбеде,
Резидент первого года обучения, КГМУ
Пятая, заключительная неделя стажировки началась с презентации системы подготовки специалистов по общественному здоровью (профилактической медицины) в Российской Федерации и Казанском ГМУ в частности. На презентацию были приглашены студенты, преподаватели и администрация колледжа общественного здоровья медицинского центра университета Небраски. В течение всего 45-ти минут мы рассказали о подготовке специалистов для отрасли, а также комментировали, в чем же основные отличия от «американской» системы. За презентацией последовала дискуссия, в ходе которой мы ответили на возникшие вопросы.
Учебный семестр же только начался, и мы продолжили посещение лекций и семинаров по основам общественного здоровья, администрированию систем здравоохранения, экономике и финансированию здравоохранения, прикладным исследованиям в общественном здоровье, организации совместных исследований на уровне сообществ, организационной теории здравоохранения и проч. Посещая занятия, мы в первую очередь обращали внимание на то, какие применяются академические подходы, каким образом организован образовательный процесс и как выстраиваются коммуникации между преподавателем и студентами.
Одно из «мероприятий» в нашем графике стало для нас сюрпризом – у нас взяла интервью сотрудница PR-отдела Медицинского Центра Университета Небраски. Тематика интервью была довольна разнообразна: от наших впечатлений о пройденной стажировке до вызовов общественного здоровья в России и Республике Татарстан, от нашей биографии до возможностей дальнейшего сотрудничества и ожидаемых результатах совместной программы. Окончательный текст интервью будет размещён в ближайшее время на сайте Медицинского Центра Университета Небраски.
Ну а в понедельник, 27-ого августа, Декан Колледжа общественного здоровья Медицинского Центра Университета Небраски, доктор Али Хан и начальник международного отдела Университета, доктор Джейн Меза вручили нам сертификаты о прохождении стажировки.
Хочется сказать огромное спасибо всему коллективу колледжа общественного здоровья за незабываемые и плодотворные 6 недель практики, за уделенное нам внимание и возможность получения уникального опыта. Впереди 28 часов в пути домой, в Казань.
P.S. В сентябре ожидается визит преподавателей колледжа общественного здоровья Университета Небраски в КГМУ. Ждать осталось не долго
По итогам освоения образовательного курса КГМУ "Наномедицина и основы нанобезопасности" аспирант кафедры гигиены, медицины труда Тимербулатова Г.А. и студенты медико-биологического факультета Созинова Е.А. и Габидинова Г.Ф. получили возможность пройти научную стажировку на базе Института молекулярной и трансляционной медицины Тринити-колледжа в г. Дублин, Ирландия. Стажировка длительностью 3 недели включает в себя освоение практических навыков при работе с наноматериалами. Напомним, что образовательный курс "Наномедицина и основы нанобезопасности" был реализован на базе КГМУ в 2017-2018 учебном году при поддержке гранта Правительства РТ "Алгарыш" под руководством профессора Тринити-колледж, Дублин (Ирландия), члена Международного научного совета КГМУ Юрия Тарасовича Волкова, который выступил инициатором и руководителем научных стажировок представителей КГМУ в Тринити-колледже.
Стажеры поделились своими впечатлениями о начавшейся стажировке: "Хотя погода Ирландии довольно сурова, коллектив Института встретил нас тепло и радушно. Первая неделя протекла очень интересно и плодотворно. Мы почувствовали себя частью профессиональной команды, каждый из членов которой был готов передать нам знания из своей области и ответить на любые наши вопросы. Самым ценным для нас является получение практических навыков с возможностью самостоятельного ведения экспериментов. С нетерпением ждём следующей недели!".
Напомним, что в 2017 году было заключено соглашение о сотрудничестве между КГМУ и Тринити-Колледж, Дублин (Ирландия). Тринити-колледж Дублин является ведущим университетом Ирландии и одним из лучших университетов Европы, стабильно входящим в ТОП-100 лучших университетов мира.