История
Казанский медико-фармацевтический колледж является одним из старейших учебных заведений Российской Федерации. В 2021 году он отметил 100-летие.
В дореволюционной России фармацевтических учебных заведений не было. Выпускники гимназий или семинарий с шестиклассным образованием получали фармацевтическое образование после 3-х летнего ученичества в аптеке. Учеба завершалась стажировкой. Ученики сдавали экзамены при медицинском факультете Казанского императорского университета, после чего получали диплом на звание аптекарского помощника.
В Казани хозяевами многочисленных аптек были немцы - потомки семей, которые прибыли в Поволжье в XVIII веке по приглашению императрицы Екатерины II. Это - провизоры Юлий Иванович Шварц, Йоханнес Бренинг, Фердинанд Христианович Грахе, Александр Генрих Фердинанд Кешнер, Карл Карлович Клаус, выдающийся ученый-химик, открывший в 1844 году химический элемент Ruthenium и другие.
Йоханнес Бренинг
|
Фердинанд Христианович Грахе
|
Александр Генрих Фердинанд Кешнер и реклама его аптеки на страницах "Адресной книги г. Казани (1906 г.)"
После революции 1917 г. Советской властью было принято решение об открытии фармацевтических школ по подготовке кадров для аптечной системы.
5 октября 1921 года в г. Казани решением Всемедсантруда была создана Первая Казанская советская фармацевтическая школа. Эта была 2-х годичная фармацевтическая школа, в которую было принято 67 учеников. Для проведения занятий была выделена ассистентская комната в здании аптеки №8 по улице Большая Проломная (ул. Н. Баумана). До 1917 года это здание принадлежало П.Бренингу.
Здание аптеки И.Бренинга на улице Большая Проломная (конец XIX в.)
Директором фармацевтической школы был назначен провизор Альберт Альбертович Вильде.
А.А. Вильде
О нем заведующий аптекой №14 Юлий Шварц писал: «в 1887 году молодой и энергичный помощник провизор А.А.Вильде принимал деятельное техническое участие в организационных мероприятиях по открытию Казанского научного фармацевтического общества, которое было организовано по инициативе магистра фармации Грахе».
Титульный лист Устава Казанского фармацевтического общества
В 1922 году при школе были открыты аптекарские классы, для проведения практических занятий. Руководителем этих занятий был провизор Адольф Генрихович Маттисс. Аптека готовила лекарства для городских больниц и клиник, а ученики во время практических занятий работали в качестве младших ассистентов. Преподавателем аптечной технологии был профессор Казанского государственного университета В.В. Николаев.
Маттис А.Г. (в центре), Воронцов А.И. , Покровский А.В. на практическом занятии со студентами
Школа зарождалась в труднейших условиях после Гражданской войны 1918-1921 г.г.: не было отдельного учебного здания, учебной мебели, учебников. Директором фармшколы А.А.Вильде была проделана большая работа по созданию материально-технической базы для организации учебногто процесса. Им был написал учебник по аптечной технологии «Руководство к практическим занятиям» (1926 г.) Рукопись этого учебника является экспонатом музея колледжа.

Рукопись учебника по аптечной технологии
А.А.Вильде «Руководство к практическим занятиям» (1926 г.)
Создание Первой Казанской советской фармацевтической школы явилось значительным событием не только в медицинской образовательной сфере, но и в социально-экономической и культурной жизни г. Казани и республики.
В 1928 году Казанская фармацевтическая школа была объединена с Казанской фельдшерско-акушерской школой в Медфармполитехникум. С 1929 по 1931 г.г. директором Медфармполитехникума был Акчурин З.С.
Акчурин З.С. - директор Казанского Медфармполитехникума с 1929 по 1931 г.г.
В 1936 году отделилась от фельдшерско-акушерской школы в самостоятельную фармацевтическую школу.С 1939 по 1944 г.г. директором был Казначеев А.А.
Казначеев А.А. - директор Казанской фармацевтической школы с 1939 по 1944 г.г.
До 1955 года училище располагалось в здании бывшей гимназии г-жи Шумковой по улице Большая Красная, д. 45. В связи с нехваткой помещений для ведения занятий в 1934 г. к двухэтажному зданию было надстроено еще 2 этажа.
Гимназия госпожи Шумковой (пересечение улиц Жуковского и Б.Красной, 45)
до и после реконструкции.
В 1937 году при школе были только аптекарские классы (аптека). Основные предметы: фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармакология велись в помещении Казанского медицинского института преподавателями кафедры фармакологии, а остальные - на базе Казанской фельдшерско-акушерской школы.
Выпускники Казанской фармацевтической школы (1944 г.)
Преподаватели: А.А.Казначеев (второй ряд, 5-й слева), З.А. Рассыпнинская (второй ряд, 6-я слева), Л. М. Аппель (второй ряд, 4-й справа).
С 1944 г. по 1967 дирекором Казанского фармацевтического училища была Рассыпнинская З.А.
Первыми преподавателями были:
- Н.В.Покровский, А. И. Воронцов - руководители практических занятий,
- М.В.Пиотровский - преподаватель химии, П. К. Горст - преподаватель фармакогнозии и фармацевтической химии,
- А.А.Казначеев - преподаватель аптечного счетоводства,
- З.А.Рассыпнинская - преподаватель фармакогнозии.
Преподаватели и студенты Казанской фармацевтической школы
на Первомайской демонстрации (50-е г.г. XX в.).
Слева направо: Струнская Д.С. (4-ая в первом ряду), Залесская Ф.Я, Рассыпнинская З.А., Шапиро Р.Е.
В 1955 году училище было переведено в здание по улице Достоевского, д. 69 б (здание снесено в 2008г) .
Здание по улице Достоевского, д. 69 б
В 1985 году было построено благоустроенное общежитие на 300 мест при большой поддержке со стороны руководства Татарского аптечного управления в лице его начальника Меланьи Дмитриевны Анисимовой и директора (1967-1988 гг.) Казанского фармацевтического училища Клавдии Ивановны Васильевой, Заслуженного учителя РФ.
Большой вклад в дело подготовки квалифицированных специалистов внесли преподаватели: Р.А.Ахметова, Т.И.Першенкова, Л.М.Аппель, Ф.Я.Залесская, Р.Е.Шапиро, Д.С.Струнская, Л.И.Поршакова, Н.И.Мухамеджанова, В.Г.Чумаченко, Т.И.Макина, Л.П.Стахеева, Н.П.Ермакова, Л.П.Боберкова, Л.С.Доронкина, И.И.Бройда, Е.П.Богаткина, Л.Ф.Маликова, Н.Б.Мельникова, Г.П.Космодемьянская, А.А.Вострова, Р.А. Гатауллина, Л.П.Меликянц, А.С.Заболотский, Г.3.Хабирова, Н.А.Абуладзе, М.В.Терентьева и многие другие. Преподавателям Т.И.Першенковой, Н.А.Филипповой, Д.И.Бакаевой присвоено звание «Заслуженный учитель РТ». Их имена выпускники и коллеги вспоминают с благодарностью.
Васильева К.И. - директор Казанского фармацевтического училища с 1967 по 1988 г.г.
Заслуженный учитель Российской Федерации.
В 1988-2006 гг. училище возглавлял провизор, Отличник здравоохранения РФ А Н. Меликянц, а в 2006-2007 гг. — Н. Ю. Алехина. В соответствии с решением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан в 1990 году училище под руководством А. Н. Меликянца впервые приступает к подготовке специалистов в области лабораторной диагностики, а в 1992 году — специалистов по организации сестринского ухода. Большую помощь при открытии отделений оказывают ректор Казанского государственного медицинского института, профессор Н. X. Амиров и ректор Казанской государственной медицинской академии, профессор М. К. Михайлов.
В 2007-2013 гг. Казанское медико-фармацевтическое училище (колледж) возглавляла выпускница Казанского медико-фармацевтического училища, доктор фармацевтических наук Р. Г. Тухбатуллина. С 2011 года приказом Минздрава России училище по результатам успешной аккредитации преобразовано в колледж.
С 2013 года директором Медико-фармацевтического колледжа является Мусин Наиль Мазгарович.
В соответствии с приказом Минздрава №457 от 2 июня 2011 года колледж реорганизован в форме присоединения с сохранением предмета и основных целей деятельности к Казанскому государственному медицинскому университету Минздрава России. Сегодня колледж является многофункциональным учебным заведением. Обучение идет по специальностям фармация, сестринское дело и лабораторная диагностика. Ведется активное сотрудничество с кафедрами университета.
Колледж интенсивно разрабатывает вопросы совершенствования подготовки специалистов, внедрения современных педагогических технологий.
Совершенствование учебного процесса, материальной базы, переоснащение кабинетов и лабораторий, их реконструкция, приобретение учебного оборудования, разработка новых программ и методик, лабораторных и практических работ — вот неполный перечень задач, которые сегодня решает коллектив колледжа.
За последние годы колледж достиг хороших результатов по многим показателям: укреплена материально-техническая база, наблюдается хорошая успеваемость, что было подтверждено выпускниками на первичной аккредитации специалистов.
|