Новости центра

Публикация о влиянии дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов// Казанский педагогический журнал. -2020. -№ 5. – С. 196-202

https://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/Казанский-педагогический-журнал-№-52020.pdf

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, образовательный процесс, цифровизация высшего образования, личность студента, тревожность, агрессивность, конфликтность.

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена трансформацией процесса учебной деятельности при переходе на дистанционный формат образования в условиях социальной изоляции.  

Цель статьи состоит в выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного формата, а также психологических, социально – психологических, педагогических факторов, влияющих на личностные характеристики студентов.

Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются психолого – педагогический анализ, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

В результате исследования выявлены психологические и социально – психологические положительные факторы дистанционного формата обучения. Среди них снижение стресса вследствие ощущения безопасности из - за уменьшения шансов заражения коронавирусом; возможности управлять своим временем.  К отрицательным факторам дистанционного обучения относятся проблемы с интернет – ресурсами и психолого –педагогические проблемы.

Анализ результатов психодиагностических методик показал, что недостаток общения с одногруппниками и преподавателями приводит к повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности. У студентов обнаружены низкие показатели тревожности, высокие показатели активности и настроения.

Полученные результаты дополняют представления о психологических, педагогических, социально – психологических последствиях дистанционного формата вынужденной самоизоляции для студентов. Теоретическая значимость данной работы заключается в расширение научного представления о влиянии дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов при выстраивании перспектив всестороннего педагогического и психологического воздействия на личность студента, определяют вектор воспитательной работы со студентами вуза.

 Материалы статьи могут быть полезными администрациям вузов, преподавателям, занимающиеся проблемами организацией и проведением дистанционного формата образования и исследователям, занимающихся данной проблематикой.