Исследование медицинского образования (на примере гуманитарных дисциплин) в формате дистанционного обучения
Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Преподавание гуманитарных дисциплин в ВУЗе: вызовы дистанционного обучения// Управление устойчивым развитием. 2020. №4. С. 93 -100.
https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=339211
Ключевые слова: дистанционное обучение, компетентностный подход, педагогические технологии, методики преподавания, оценка знаний, гуманитарные дисциплины
Актуальность исследования определяется рисками, с которыми столкнулись преподаватели гуманитарных дисциплин вузов при переходе на различные дистанционные платформы обучения и необходимостью внесения корректив в методику преподавания и соотнесения их с реалиями времени.
В связи с этим, данная статья направлена на определение границы возможностей реализации компетентностного подхода в образовательном процессе при переходе на дистанционный формат обучения. В статье анализируется педагогический опыт применения различных методик преподавания гуманитарных дисциплин, рассматриваются морально-этические аспекты, возникающие у преподавателя при приеме контрольных работ, зачетов при дистанционном обучении.
Ведущими методами исследования стали анкетирование, индивидуальные интервью, фокус-групповое интервью. Исследовались материалы, представленные в педагогической литературе, периодических профессиональных изданиях.
В статье представлены выводы о том, что методика организации проверки компетенций с использованием контрольных работ и тестов эффективна только при наличии большого банка методических заданий и уровневой дифференциации. Задания необходимо ориентировать индивидуально на каждого во избежание массового списывания и плагиата. Наиболее эффективными становятся задания, направленные на проверку умений. Низкий уровень профессионализма и владения методикой составления тестовых и иных заданий может стать зоной конфликта интересов между студентом и преподавателем.
Проведенное исследование показало, что при дистанционном обучении наиболее активно используются такие педагогические технологии, как информационно – коммуникативные, проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, интегрированного обучения.
В статье даются рекомендации о необходимости организации мастер - классов для преподавателей по методике составления заданий, по профилактике профессионального выгорания преподавателя в связи возросшей нагрузкой проверочных работ. Обосновано проведение аудита рабочих программ по
гуманитарным дисциплинам и определения актуальных методик для проведения занятий на платформе MOODLE.
Материалы статьи представляют практическую ценность для преподавателей гуманитарных дисциплин, которые осуществляют обучение в дистанционном формате, администрациям вузов, исследователям, занимающихся данной проблематикой.