Новости центра

Новая публикация

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Оригинальная публикация по актуальной теме ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ в условиях пандемии

Огромная благодарность от авторов всем преподавателям Казанского ГМУ, которые отвечали на вопросы Google – формы

Рябова Т.В., Петрова Р.Г. Психическое здоровье преподавателей вузов в условиях пандемии: факторы риска и способы их преодоления // Неврологический вестник. 2021. Том LIII. Выпуск 1. С. 23-28.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, психическое здоровье, преподаватели высшей школы, дистанционный формат обучения, нервно – психическое напряжение.

Цель. Изучение факторов риска психического здоровья преподавателей вузов и способов их преодоления в условиях пандемии в период вынужденного перехода на дистанционный формат обучения.

Методы. Междисциплинарный психологический и социологический анкетный опрос преподавателей университетов. Единый опросный лист содержал авторские социологические вопросы, и вопросы, определяющие степень нервно – психического напряжения. Сбор эмпирического материала проводился с использованием сервиса Google – формы, качественный и количественный анализ ответов преподавателей осуществлялся статистическими и интерпретативными методами.

Результаты. К числу рисков психического здоровья можно отнести увеличившуюся трудовую нагрузку, напряжение, вызванное этим явлением, жесткий контроль за трудовой деятельностью преподавателя со стороны руководства. У 86,1 % преподавателей напряжение в период дистанционного формата работы сопровождалось болями в различных областях тела, раздражительностью, бессонницей и др. У 65% преподавателей наблюдалась умеренная нервно-психическая напряженность, а каждый четвертый (25,2%) испытывал чрезмерное, резко выраженное напряжение. Стресс и напряжение сказались позитивно на деловой активности 20,6% педагогов. Основная часть преподавателей (70%) остались удовлетворенными своей работоспособностью.

Вывод. Необходимо разработать и реализовать здоровьесберегающую программу профилактики, направленную на повышение продуктивности профессиональной деятельности, личностных ресурсов, формирования психологических приемов самосохранения, самореализации и самообразования личности преподавателей.