ПУБЛИКАЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рябова Т.В. Проблемы цифровой этики высшего образования (на примере Казанского ГМУ) // Казанский педагогический журнал. – 2021. –№4. – с. 72 – 78.
DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.009
Ключевые слова: цифровая этика, цифровизация образования, «цифровые ассистенты», взаимодействие преподаватель – студент, высшее образование
Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена проблемой отсутствия системной области научного знания, всесторонне исследующего цифровизацию образования в период пандемии covid - 19.
Цель данной статьи – выявление проблем цифровой этики высшего образования, обусловленных переструктурированием классической образовательной среды, изменением образовательного пространства, норм и правил поведения преподавателей во взаимодействии со студентами, коллегами, администрацией.
Ведущими методами исследования проблем являлись анализ педагогических, психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного подхода. Экспериментальная часть заключалась в проведении опросов, бесед со студентами, преподавателями, администрацией Казанского ГМУ.
В статье рассмотрены некоторые этические проблемы, связанные с использованием цифровых информационных потоков внутри образовательной среды. Изменение способов коммуникации со студентами (на примере «цифровых» ассистентов преподавателя), внедрение новых методов преподавания (на примере технологии «равный - равному» (peer - to - peer), повышение контроля за деятельностью преподавателя со стороны администрации требуют пересмотра норм и правил профессиональной этики преподавателя высшей школы.
В статье даются рекомендации о необходимости разработки нового этического кодекса, учитывающего использование цифровых технологий в образовательных учреждениях. А также организации мастер - классов для преподавателей по выстраиванию этичных взаимоотношений со студентами, коллегами, администрацией с учетом новых реалий.
Материалы статьи представляют практическую ценность для преподавателей высших учебных заведений, администрациям вузов, исследователям, занимающихся данной проблематикой.
https://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2021/09/Казанский-педагогический-журнал-№-42021.pdf