Новости центра

Новая публикация об образовательно профессиональной адаптации ординаторов

Подписано простой электронной подписью: ЦИМО.

В журнале "Перспективы науки и образования" опубликована статья, написанная совметсно сотрудниками СибГМУ и КазГМУ. Введение. Актуальность обеспечения качества подготовки в ординатуре как основном этапе подготовки высококвалифицированных врачебных кадров не подлежит сомнению, отдельные условия и факторы такого обеспечения широко обсуждаются на уровне и теории, и практики. Лишь сочетание (сложение) ряда факторов может обеспечить успешность образовательно-профессиональной адаптации в ординатуре и, соответственно, ее качество. Самооценка данных слагаемых ординаторами как полноценными субъектами образовательно-профессионального процесса требует уточнения и учета. Цель исследования: выявив и проранжировав оценку ординаторами основных факторов (слагаемых) собственной образовательно-профессиональной адаптации, сопоставить данные оценки и определить наиболее «уязвимые» факторы, требующие коррекции и профилактики.

Методы исследования. Анализ российской и зарубежной научной литературы, раскрывающей вопросы подготовки ординаторов и их адаптации; анкетирование (724 ординатора первого года обучения из 4-х российских медицинских университетов: Алтайского, Казанского, Сибирского, Тюменского); обобщение, ранжирование и анализ данных по результатам анкетирования.

Результаты исследования. Среди слагаемых образовательно-профессиональной адаптации ординаторов первого года обучения особо высоко оценены ими наличие осознания профессиональных, этико-деонтологических ценностей врача, его ответственности перед пациентами, коллегами и удовлетворенность обучением (отметили около 90% опрошенных). Несколько ниже оценен уровень эмоционального комфорта в ординатуре («хорошо» и «отлично» указали почти 70% опрошенных). Невысоко оценена степень самостоятельности в принятии врачебных решений в начале обучения в ординатуре (только около 40% опрошенных оценили ее на «хорошо» и «отлично»). Одним из решений в повышении данных показателей названо трудоустройство на базе практик. Одновременно подавляющее большинство начинающих ординаторов оказались не готовы к внесению предложений по совершенствованию организации их подготовки.

Заключение. Наиболее «уязвимым» фактором образовательно-профессиональной адаптации (по самооценке ординаторами их собственного опыта) является их недостаточная самостоятельность в принятии врачебных решений. Очевидны проблемы организации подготовки в ординатуре, преимущественно связанные с наставничеством, что требует всестороннего исследования как моделей данной организации, так и ее оценки всеми субъектами образовательно-профессионального процесса в ординатуре.

Ключевые слова: обучение в ординатуре, адаптация ординаторов, образовательно-профессиональная адаптация, самооценка адаптации, медицинское образование

Игна О. Н., Рябова Т. В., Ганов Д. И., Рейм А. С. Слагаемые образовательно-профессиональной адаптации ординаторов: самооценка опыта // Перспективы науки и образования. 2024. № 4 (70). С. 209–222. doi: 10.32744/pse.2024.4.13

Ознакомиться со статьей можно по ссылке https://pnojournal.wordpress.com/2024/09/03/igna-2/