Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов проанализированы в новой статье, созданной коллективом авторов из Казанского ГМУ и Казанской ГМА.
Актуальность. Ординатура служит основным этапом подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. Требования к уровню подготовки и профессиональным ценностям будущих врачей повышаются, меняются подходы к технологиям обучения и оценки, что накладывает дополнительную ответственность на всех участников образовательного процесса: преподавателей, наставников и ординаторов.
Цель. Выявить факторы и условия, влияющие на профессиональную адаптацию ординаторов в первые месяцы обучения. Методы. В исследовании участвовали 369 ординаторов, обучающихся в Казанском государственном медицинском университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанской государственной медицинской академии, в возрасте от 22 до 36 лет. Ординаторы подразделялись на группы по критериям: специальность, место предыдущего обучения, основа обучения (по общему конкурсу, целевая, коммерческая), пол, возраст, клиническая база прохождения ординатуры. Использовали разработанную авторами оригинальную анкету, содержащую 27 вопросов. Вопросы анкеты касались различных сторон адаптации ординаторов. Заполнение анкеты было анонимным и проводилось с использованием технологии интернет-опроса через Yandex Forms. Статистический анализ и визуализация полученных данных были выполнены с использованием программы StatTech v. 3.0.9. Категориальные данные описывали с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряжённости проводили с помощью критерия χ2 Пирсона.
Результаты. Удовлетворённость обучением рассматривалась как один из показателей успешной адаптации ординаторов. По итогам 1-го и 2-го месяцев обучения в ординатуре 48,2% опрошенных показали удовлетворённость своим обучением. Значимых различий по степени удовлетворённости у ординаторов различных специальностей не выявлено (p=0,424). Статистически значимые различия (используемый метод — χ2 Пирсона) установлены по наличию наставника/куратора, а также случаев неуважительного отношения со стороны медицинского персонала клинической базы, где они проходили обучение, пациентов и их родственников, администрации учреждения (p <0,05). Зависимость процесса адаптации ординаторов от выбранной специальности, места предыдущего обучения, основы обучения (по общему конкурсу, целевая, коммерческая), пола, возраста, клинической базы прохождения ординатуры не обнаружена.
Вывод. Условиями успешной адаптации ординаторов являются наличие наставника от медицинской организации, точность получаемых инструкций, частота встреч с преподавателем/куратором, внимание заведующего кафедрой к работе и учёбе ординаторов и мотивация к обучению у самих ординаторов.
Ключевые слова: медицинское образование, ординаторы, факторы и условия, профессиональная адаптация, наставники.
Ссылка на статью: Рябова Т.В., Марапов Д.И., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов // Казанский медицинский журнал. 2024. - Т. 105. - №1. doi: 10.17816/KMJ321747. ID: 321747. URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/321747.