Новости центра

Всероссийская конференция «Трансформация медицинского и фармацевтического образования»

Подписано простой электронной подписью: ЦИМО.

30 ноября 2023 года на базе ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (г. Томск) проходила Всероссийская конференция «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» (в он – лайн формате).

На конференции были представлены разработки в области трансформации педагогических практик современного медицинского и фармацевтического образования, успешные решения по изменению ключевых процессов высшего медицинского образования.

 На Пленарном заседании конференции выступила с докладом Первый проректор    Каз ГМУ Л.М. Мухарямова.

Публикация по организации медицинского образования в "Казанском медицинском журнале"

Подписано простой электронной подписью: ЦИМО.

Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов проанализированы в новой статье, созданной коллективом авторов из Казанского ГМУ и Казанской ГМА.

Актуальность. Ординатура служит основным этапом подготовки высококвалифицированных врачебных кадров. Требования к уровню подготовки и профессиональным ценностям будущих врачей повышаются, меняются подходы к технологиям обучения и оценки, что накладывает дополнительную ответственность на всех участников образовательного процесса: преподавателей, наставников и ординаторов.

Цель. Выявить факторы и условия, влияющие на профессиональную адаптацию ординаторов в первые месяцы обучения. Методы. В исследовании участвовали 369 ординаторов, обучающихся в Казанском государственном медицинском университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанской государственной медицинской академии, в возрасте от 22 до 36 лет. Ординаторы подразделялись на группы по критериям: специальность, место предыдущего обучения, основа обучения (по общему конкурсу, целевая, коммерческая), пол, возраст, клиническая база прохождения ординатуры. Использовали разработанную авторами оригинальную анкету, содержащую 27 вопросов. Вопросы анкеты касались различных сторон адаптации ординаторов. Заполнение анкеты было анонимным и проводилось с использованием технологии интернет-опроса через Yandex Forms. Статистический анализ и визуализация полученных данных были выполнены с использованием программы StatTech v. 3.0.9. Категориальные данные описывали с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряжённости проводили с помощью критерия χ2 Пирсона.

Результаты. Удовлетворённость обучением рассматривалась как один из показателей успешной адаптации ординаторов. По итогам 1-го и 2-го месяцев обучения в ординатуре 48,2% опрошенных показали удовлетворённость своим обучением. Значимых различий по степени удовлетворённости у ординаторов различных специальностей не выявлено (p=0,424). Статистически значимые различия (используемый метод — χ2 Пирсона) установлены по наличию наставника/куратора, а также случаев неуважительного отношения со стороны медицинского персонала клинической базы, где они проходили обучение, пациентов и их родственников, администрации учреждения (p <0,05). Зависимость процесса адаптации ординаторов от выбранной специальности, места предыдущего обучения, основы обучения (по общему конкурсу, целевая, коммерческая), пола, возраста, клинической базы прохождения ординатуры не обнаружена.

Вывод. Условиями успешной адаптации ординаторов являются наличие наставника от медицинской организации, точность получаемых инструкций, частота встреч с преподавателем/куратором, внимание заведующего кафедрой к работе и учёбе ординаторов и мотивация к обучению у самих ординаторов.

Ключевые слова: медицинское образование, ординаторы, факторы и условия, профессиональная адаптация, наставники.

 

Ссылка на статью: Рябова Т.В., Марапов Д.И., Жидяевский А.Г., Галимова Л.Л., Мухарямова Л.М. Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов // Казанский медицинский журнал. 2024. - Т. 105. - №1. doi: 10.17816/KMJ321747. ID: 321747. URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/321747.

 

II Международный конгресс «РОСМЕДОБР»

Подписано простой электронной подписью: ЦИМО.

Делегация Казанского медуниверситета во главе с Первым проректором Л.М. Мухарямовой приняла участие в работе II Международного конгресса «РОСМЕДОБР», прошедшего в Москве. В рамках Конгресса состоялся XIV Международный форум «Инновационные обучающие технологии в медицине-2023» и II Съезд российского Общества специалистов медицинского образования.

Цифровые возможности вуза представлены на выставке, которая предваряет деловую программу форума. Руководитель аккредитационно-симуляционного центра Казанского ГМУ, Ю. Орлов представил прототип модуля управляемой виртуальной реальности - интерактивное VR-приложение - созданную в университете программу для обучения студентов и врачей акушеров-гинекологов. Это первый в России  прототип интерактивного VR-приложения, демонстрирующее все этапы естественных родов, для обучения врачей-акушеров. Программа управляемой виртуальной реальности тренирует студентов и ординаторов ведению типичных и осложненных родов. 

Вниманию посетителей экспозиции Казанский ГМУ также представил цифровые тренажеры для студентов обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело»: виртуальную микробиологическую лабораторию, позволяющую освоить основы проектирования и функционирования микробиологических лабораторий и геймифицированный симулятор иммуноферментного анализа (ИФА).

На секции «Опыт России и Казахстана. Взгляды на развитие медицинского образования» был представлен доклад Л.М. Мухарямовой «От интегрированной программы к объединению университетов: перспективы нового сотрудничества».

На секции «Качество образовательного процесса глазами студента. Студентоцентричность.» был представлен доклад Т.В. Рябовой «Эффективная адаптация ординаторов первого года обучения: стратегия, действия, результат».

Заседание совета консорциума по реализации проекта по интегрированной образовательной программе

Подписано простой электронной подписью: ЦИМО.

29 сентября 2023 года в онлайн-режиме состоялось 2-е заседание совета консорциума по реализации проекта «Проектирование и внедрение интегрированной образовательной программы». На заседании обсуждались вопросы организации академической мобильности преподавателей и обучающихся в 2023-2024 учебном году, программы повышения квалификации для представителей вузов - участников консорциума, разработка совместной интегрированной образовательной программы, а также перспективные направления исследований медицинского образования.

С докладами выступили Лайсан Мухарямова, первый проректор Казанского ГМУ, Куатбек Толеубеков, проректор по академической работе Медицинского университета Караганды, Елена Полякова, декан школы медицины Медицинского университета Караганды, Мария Нигметзянова, доцент кафедры гистологии Казанского ГМУ, Сергей Булатов, заведующий кафедрой симуляционных методов обучения в медицине Казанского ГМУ и др.

Елена Полякова, декан школы медицины Медицинского университета Караганды и Мария Нигметзянова, доцент кафедры гистологии Казанского ГМУ представили результаты двухнедельной стажировки шести преподавателей Казанского ГМУ в Медицинском университете Караганды в сентябре 2023 года.

Напомним, в состав международного консорциума по реализации проекта «Проектирование и внедрение интегрированной образовательной программы» входят два российских университета: Казанский ГМУ и Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, а также два университета из Казахстана: Медицинский университет Караганды, Медицинский университет Семей.

 

 

Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов

Подписано простой электронной подписью: ЦИМО.

Новая публикация с результатами исследований в медицинском образовании появилась в международном журнале «Медицина и экология» (Медицинский университет Караганды). Авторы Т.В. Рябова Т.В. и Л.М. Мухарямова осуществили междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов.

Актуальность исследования обусловлена проблемой качества и успешности профессионального обучения ординаторов, важным фактором которой является совокупность мотивов, побуждающих и направляющих к деятельности.

Цель исследования – выявление набора стимулов для успешной профессионализации в период адаптации ординаторов к новой образовательной среде (в первые два месяца) на основе реализации междисциплинарных подходов.

Ведущими методами к исследованию данной проблемы являлись социологическое анкетирование и психодиагностическое тестирование, статистическая обработка количественных результатов исследования. В эксперименте участвовали 369 ординаторов.

Результаты исследования показали, что ведущими мотивами для успешной профессиональной адаптации ординаторов является осознанный выбор места дальнейшего обучения; выбор специальности с учетом имеющихся современных условий на клинических базах и эффективных наставников с имеющимся практическим и педагогическим опытом; выбор кафедры, где заведующий вовлечен в обучение ординаторов и кураторы вовлечены в практическое здравоохранение.

Авторами представлена модель места мотивации ординаторов в компонентах ценностей системы здравоохранения в целом, учитывающая эффективное взаимодействие медицинских организаций и медицинских вузов.

Значимость исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют совершенствованию медицинского образования. Материалы исследования могут быть полезны наставникам, кураторам, администрации медицинских университетов.

Ключевые слова: медицинское образование, ординаторы, мотивация, профессиональная адаптация, образовательная среда.

Ссылка на статью: https://www.qmu.edu.kz/media/qmudoc/Journal2-23.pdf

Рябова Т.В., Мухарямова Л.М. Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов// Медицина и экология. №2. 2023. С. 60 – 67.