Учебные курсы

Подписано простой электронной подписью: Седелков Дмитрий Владимирович.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Хирургические методы в лечении и профилактике нарушений мозгового кровообращения»
(срок обучения – 36 академических часов)

Цель:совершенствование профессиональных знаний и компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалиию способностей и готовности фикации по приобретению по определению показаний к хирургическим пособиям при нарушениях мозгового кровообращения, освоение принципов проведениях хирургических манипуляций.

Категория обучающихся: врачи по специальностям «Нейрохирургия», «Неврология».
Срок обучения/трудоемкость: 36 академических часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1«Хирургия стенозирующих и окклюзирующих поражений прецеребральных и церебральных артерий»:

  • Ишемический инсульт
  • Базисная и дифференцированная терапия инсультов
  • Хирургия стенозирующих процессов магистральных артерий головного мозга
  • Хирургия окклюзирующих поражений магистральных артерий головного мозга

Учебный модуль – 2 «Хирургия нетравматических внутричерепных кровоизлияний»:

2.1 Геморрагический инсульт
2.2 Хирургическое лечение нетравматических гематом головного мозга

Учебный модуль – 3 «Хирургия аневризм и артериовенозных мальформаций головного мозга»:

3.1 Аневризмы головного мозга
3.2 Артерировенозные мальформации головного мозга. Каверномы. Артериовенозные соустья головного мозга
3.3 Констриктивно-стенотическая артериопатия



Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Гидроцефалия и врожденные пороки ЦНС»
(срок обучения – 18 академических часов)

Цель:совершенствование и систематизация теоретических знаний, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, совершенствование умений и необходимых профессиональных навыков по диагностике и лечению пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах.  в соответствии с действующими федеральными клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками, стандартами оказания медицинской помощи.

Категория обучающихся: врачи по специальностям «Нейрохирургия».
Срок обучения/трудоемкость: 18 академических часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 академических часов в день.          

Учебный модуль – 1 «Гидроцефалия»:

1.1 Классификация
1.2. Сообщающаяся гидроцефалия
1.3 Окклюзионная гидроцефалия
1.4 Консервативное и хирургическое лечение гидроцефалии

Учебный модуль – 2 «Пороки развития черепа и головного мозга»:

2.1 Черепно-мозговые грыжи
2.2 Краниостеноз и друге пороки черепа
2.3 Врожденные арахноидальные кисты
2.4 Краниовертебральные аномалии (тесная ЗЧЯ), сирингомиелия

Учебный модуль – 3 «Спинальные дизрафии»:

3.1 Спинномозговые грыжи
3.2 Другие спинальные дизрафии


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Эндоназальная эндоскопическая хирургия основания черепа и гипофизарной ямки»

(срок обучения – 18 академических часов)

Цель:совершенствование и систематизация теоретических знаний, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, совершенствование умений и необходимых профессиональных навыков по диагностике и лечению пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах.  в соответствии с действующими федеральными клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками, стандартами оказания медицинской помощи.

Категория обучающихся: врачи по специальностям «Нейрохирургия».
Срок обучения/трудоемкость: 18 академических часов.
Форма обучения: очная с применением ДОТ и ЭО.
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Эндоназальная эндоскопическая хирургия аденом гипофиза»:

1.1 Анатомия полости носа, основной пазухи и гипофизарной ямки
1.2 Эндоскопический инструментарий для эндоназальной хирургии аденом гипофиза
1.3 Эндоскопический доступ к центральному основанию черепа
1.4 Гемостаз и реконструкция в эндоназальной эндоскопической хирургии аденом гипофиза

Учебный модуль – 2 «Эндоназальная эндоскопическая хирургия основания черепа»:

2.1 Эндоскопическая эндоназальная  анатомия вентральной поверхности основания черепа
2.2 Осложнения, их профилактика и лечение в эндоназальной эндоскопической хирургии основания черепа


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика и комплексная терапия больных с опухолями головного и спинного мозга»

(срок обучения – 36 академических часов)

Цель:совершенствование профессиональных знаний и компетенций по определению показаний к хирургическим пособиям при опухолях ЦНС: освоение принципов проведения предоперационного дообследования и хирургических вмешательств у больных с опухолями головного и спинного мозга, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Категория слушателей: нейрохирурги
Срок обучения / трудоемкость: 36 академических часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Диагностика и лечение больных с первичными и метастатическими опухолями головного мозга»:

1.1 Предоперационное обследование больных с первичными и метастатическими опухолями ЦНС
1.2 Эпидемиология, классификация и варианты клинического течения опухолей ЦНС
1.3 Организация оказания специализированной помощи пациентам с нейроонкологическими заболеваниями

Учебный модуль – 2 «Диагностика и лечение больных с первичными и метастатическими опухолями спинного мозга»:

2.1 Интраоперационный нейрофизиологический  мониторинг у больных с опухолями ЦНС
2.2 Малотравматичные технологии в хирургии опухолей ЦНС

Учебный модуль – 3 «Комплексная терапия больных с опухолями ЦНС»:

3.1 Комплексная терапия и радиохирургия опухолей ЦНС
3.2 Стереотаксическая биопсия


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Клиника, диагностика и лечение стойкой компрессии спинного мозга и его корешков, фармакорезистентных болевых синдромовпри дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника»

(срок обучения 36 академических часов)

Цель: совершенствование профессиональных знаний и компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации по определению показаний к хирургическим пособиям при стойкой компрессии спинного мозга и его корешков, фармакорезистентных болевых синдромах при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника.

Категория слушателей: нейрохирурги и неврологи
Срок обучения: 36 академических часов.
Трудоемкость: 36 академических часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Клиническая картина и диагностика стойкой компрессии спинного мозга и его  корешков при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника»:

1.1 Эпидемиология дегенеративно-дистрофических поражений позвоночника. Клиническая анатомия дегенеративно-дистрофических поражений позвоночника.
1.2 Классификация факторов компрессии спинного мозга и его корешков при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника. Алгоритм инструментальной диагностики факторов компрессии спинного мозга и его корешков при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника.
1.3 Нейровизуализационные признаки факторов компрессии спинного мозга и его корешков при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника.
1.4 Клинические проявления стойкой компрессии спинного мозга и его корешков при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника Синдром каудогенной хромоты. Синдром дистантной ишемии в бассейне артерии Депрож-Готтерона.

Учебный модуль – 2 «Клиническая картина и диагностика фармако-резистентных болевых синдромов при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника»:

2.1 Фармакорезистентные болевые синдромы: Люмбалгии, цервикалгии. Раздражение задней продольной связки.
2.2 Фасет-синдром, тазобедренные болевые синдромы, поражение крестцово-подвздошного сочленения.

Учебный модуль – 3 «Хирургическое лечение стойких компрессий и дистантных синдромов и  фармакорезистентных болевых синдромов при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника»:

3.1 Показания к хирургическому лечению стойкой компрессии спинного мозга и его  корешков. Показания к хирургическому лечению при фармакорезистентных болевых синдромах при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника.
3.2 Хирургическая техника операции. Профилактика и лечение осложнений хирургического лечения стойкой компрессии спинного мозга и его  корешков; фармакорезистентных болевых синдромов при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника.
3.3 Послеоперационное ведение и реабилитация.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика и лечение черепно-мозговой травмы и позвоночно-спинномозговых повреждений на основе современных клинических рекомендаций»

(срок обучения – 36 академических часов)

Цель: совершенствование профессиональных знаний и компетенций по определению показаний к стационированию, интенсивной терапии и хирургическому лечению при внутричерепных травмах и позвоночно-спинномозговых повреждениях: освоение принципов диагностики, показаний к хирургическому лечению черепно-мозговой и позвоночно-спинномозговой травмы необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Категория слушателей: врачи по специальностям «Неврология», «Нейрохирургия»
Срок обучения / трудоемкость: 36 академических часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Диагностика черепно-мозговой травмы»:

1.1 Эпидемиология травм головы. Классификация черепно-мозговой травмы.
1.2 Клиническая картина черепно-мозговой травмы.Современные методы ведения легкой травмы головы.
1.3 Концепция первичных и вторичных травматических поражений головного мозга.
1.4 Алгоритм инструментальной диагностики пострадавших с травмами головы.
1.5 Синдромы сдавления головного мозга. Нейровизуализационные признаки дислокации головного мозга.

Учебный модуль – 2 «Современные клинические рекомендации по хирургическому лечению и интенсивной терапии травматических внутричерепных повреждений»:

2.1 Травматические факторы сдавления головного мозга.
2.2 Современные клинические рекомендации по определению показаний к хирургическому лечению черепно-мозговой травмы.
2.3 Основные методы хирургического лечения при черепно-мозговой травме. Осложнения и последствия черепно-мозговой травмы.
2.4 Ведение и интенсивная терапия тяжелой травмы головного мозга.

Учебный модуль – 3 «Современные стандарты диагностики и ведения пострадавших с осложненной и неосложненной травмой позвоночника»:

3.1 Эпидемиология и классификация травмы позвоночника и спинного мозга.
3.2 Клиническая картина, неврологические синдромы и диагностика осложненной и неосложненной травмы позвоночника. Определение стабильности поврежденного позвоночника.
3.3 Современные стандарты определения показаний к хирургическому лечению при различных формах травматического поражения позвоночника и спинного мозга.
3.4 Профилактика и лечение гнойно-септических осложнений при спинно-мозговых травмах. Прогноз и реабилитация при осложненной травме позвоночника.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Современные клинические рекомендации в диагностике и лечении осложненной и неосложненной травмы позвоночника»

(срок обучения – 18 академических часов)

Цель: совершенствование профессиональных знаний и компетенций по определению показаний к стационированию, хирургическим пособиям при травмах позвоночника и спинного мозга: освоение принципов проведения хирургического лечения, инструментации и интенсивной терапии осложненной и неосложненной травмы позвоночниканеобходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации

Категория слушателей: врачи по специальностям «Нейрохирургия»
Срок обучения / трудоемкость:18 академических часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Диагностика травмы позвоночника и спинного мозга»:

1.1 Эпидемиология травмы позвоночника и спинного мозга. Классификация позвоночно-спинномозговых повреждений.
1.2 Клиническая картина и неврологические синдромы при травмах позвоночника и спинного мозга. Прогноз при травматических поражениях спинного мозга.
1.3 Алгоритм инструментальной диагностики осложненной и неосложненной травмы позвоночника.
1.4 Современные концепция  определения стабильности поврежденного позвоночника.

Учебный модуль – 2 «Показания и методы хирургического лечения осложненной и неосложненной травмы позвоночника на основе современных доказательных Клинических рекомендаций»:

2.1 Показания к хирургическому лечению при различных формах травматического поражения позвоночника и спинного мозга на основе современных Клинических рекомендаций.
2.2 Современные стандарты в определение оптимального метода хирургического вмешательства при различных уровнях травмы позвоночника и спинного мозга.
2.3 Выбор метода и техника стабилизации позвоночника в зависимости от характера и уровня травматического повреждения.

Учебный модуль – 3 «Принципы ведения и лечение гнойно-воспалительных осложнений травм позвоночника и спинного мозга»:

3.1 Современные принципы диагностики и  лечения гнойно-воспалительных осложнений травм позвоночника и спинного мозга.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Нейрохирургия»
(срок обучения – 144 академических часа)

Цель: совершенствование и приобретение новых профессиональных знаний и компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в диагностике и оказании медицинской помощи при хирургической патологии нервной системы.

Категория обучающихся: врачи по специальности «Нейрохирургия».
Срок обучения/трудоемкость:144 академических часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Принципы и методы диагностики и лечения нейрохирургических больных»:

1.1 Основы физиологии и патогенетические механизмы повреждения мозга.
1.2 Нарушения сознания.
1.3 Современные методы диагностики патологии нервной системы.
1.4 Организация специализированной помощи пациентам с патологией нервной системы.
1.5 Интенсивная терапия в клинике нервных болезней.

Учебный модуль – 2 «Опухоли центральной нервной системы»:

2.1 Эпидемиология и классификация опухолей ЦНС.
2.2 Клиническая картина первичных и метастатических опухолей головного мозга.
2.3 Клиническая картина первичных и метастатических опухолей спинного мозга и позвоночника.
2.4 Алгоритм инструментальной диагностики больных с первичными и метастатическими опухолями ЦНС.
2.5 Показания к хирургическому лечению при первичных и метастатических опухолях ЦНС.
2.6 Интраоперационный нейрофизиологический мониторинг.
2.7 Малотравматичные доступы при удалении опухолей головного мозга.
2.8 Трансназальная хирургия опухолей основания головного мозга и черепа.
2.9 СТБ - возможности и показания к применению.
2.10 Вертебропластика в нейроонкологии.
2.11 Комплексная терапия больных с опухолями высокой степени анаплазии.

Учебный модуль – 3 «Сосудистые заболевания нервной системы»:

3.1 Ишемический инсульт.
3.2 Базисная и дифференцированная терапия инсультов.
3.3 Хирургия стенозирующих процессов магистральных артерий головного мозга.
3.4 Хирургия окклюзирующих поражений магистральных артерий головного мозга.
3.5 Хирургия нетравматических внутричерепных кровоизлияний.
3.6 Хирургия аневризм и артериовенозных мальформаций головного мозга.
3.7 Каверномы. Артериовенозные соустья головного мозга.
3.8 Констриктивно-стенотическая артериопатия.

Учебный модуль – 4 «Современные клинические рекомендации по диагностике, хирургическому лечению и интенсивной терапии травматических внутричерепных повреждений»:

4.1 Основные неврологические синдромы при травматических повреждениях мозга. Патологическая анатомия травм головы.
4.2 Эпидемиология травм головы. Классификация черепно-мозговой травмы.
4.3 Клиническая картина черепно-мозговой травмы.Современные методы ведения легкой травмы головы.
4.4 Концепция первичных и вторичных травматических поражений головного мозга.
4.5 Алгоритм инструментальной диагностики пострадавших с травмами головы. Хирургические методы диагностики внутричерепных гематом.
4.6 Синдромы сдавления головного мозга.
4.7 Компьютерно-томографическая семиотика травматического поражения головного мозга.
4.8 МРТ  в диагностике черепно-мозговой травмы. Нейровизуализационные признаки дислокации головного мозга.
4.9 Современные клинические рекомендации по определению показаний к хирургическому лечению черепно-мозговой травмы при различных вариантах травматического сдавления головного мозга и внутричерепой гипертензии.
4.10 Основные методы и техника хирургического лечения при различных видах травматического  сдавления головного мозга.
4.11 Показания и техника хирургического лечения агрессивных очагов размозжения головного мозга. Декомпрессионная трепанация черепа при травмах головы.
4.12 Ведение  и интенсивная терапия тяжелой травмы головного мозга. Техника установки датчиков внутричерепного давления.
4.13 Классификация последствий черепно-мозговой травмы.Хирургическое лечение посттравматической ликвореи.

Учебный модуль – 5 Современные стандарты диагностики и лечения пострадавших с осложненной травмой позвоночника»:

5.1 Эпидемиология и классификация травмы позвоночника и спинного мозга.
5.2 Клиническая картина, неврологические синдромы и диагностика осложненной и неосложненной травмы позвоночника.
5.3 Современные возможности нейровизуализации в диагностике осложненной и неосложненной травмы позвоночника. Определение   стабильности поврежденного позвоночника.
5.4 Современные стандарты определения показаний к хирургическому лечению при различных формах  и уровнях травматического поражения позвоночника и спинного мозга.
5.5 Основные методы и техника хирургического лечения при осложненных переломах шейного отдела позвоночника.
5.6 Основные методы хирургического лечения при осложненных переломах грудного  и поясничного   отделов позвоночника.
5.7 Техника транспедикулярного спондилодеза при травмах.

Учебный модуль – 6 «Стойкая компрессия корешков спинного мозга и фармакорезистентные болевые синдромы при дегенеративно-дистрофических поражениях позвоночника»:

6.1 Эпидемиология. Классификация факторов компрессии.
6.2 Клиническая картина и диагностика стойких компрессий корешков.
6.3 Фасет-синдром. Болевые синдромы с различными (крестцовые, тазобедренные и проч.)
6.4 Клиника, диагностика и лечение компрессии спинного мозга и конского хвоста.

Учебный модуль – 7 «Диагностика и хирургическое лечение эпилепсии»:

7.1 Эпилепсия. Дефиниции. Классификации.  Патогенез и клиническая картина эпилептических припадков.
7.2 Дифференциальная диагностика пароксизмальных состояний.  Эпилептический статус.
7.3 Электроэнцефалография.
7.4 Методы современной диагностики при эпилепсии. Предхирургическое обследование пациентов с фармакорезистентной эпилепсией.
7.5 Фармакологическое лечение эпилепсии.
7.6 Хирургическое лечение эпилепсии.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Диагностика, интенсивная терапия и хирургическое лечение черепно-мозговой травмы на основе современных клинических рекомендаций»

(срок обучения – 36 академических часов)

Цель: совершенствование профессиональных знаний и компетенций по определению показаний к стационированию, хирургическим пособиям при травмах головного мозга: освоение принципов проведениях хирургических вмешательств черепно-мозговой травме необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации

Категория слушателей: врачи по специальностям «Нейрохирургия», «Неврология», «Травматология и ортопедия»
Срок обучения / трудоемкость:36академических часов.
Форма обучения:очная
Режим занятий:6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Диагностика черепно-мозговой травмы»:

1.1 Эпидемиология травм головы. Классификация черепно-мозговой травмы.
1.2 Клиническая картина черепно-мозговой травмы.Современные методы ведения легкой травмы головы.
1.3 Концепция первичных и вторичных травматических поражений головного мозга. Синдромы сдавления головного мозга.
1.4 Алгоритм инструментальной диагностики травм головы. Нейровизуализационные признаки дислокации головного мозга.
1.5 Диагностические операции при травмах головы. Показания и техника установления датчиков внутричерепного давления.

Учебный модуль – 2 «Современные клинические рекомендации по определению показаний и методов хирургичеcкого лечения травматических внутричерепных повреждений»:

2.1 Современные рекомендации по определению показаний к хирургическому лечению травматических внутричерепных гематом.
2.2 Техника и методы хирургического лечения травматических внутричерепных гематом.
2.3 Хирургическое лечение внутричерепных проникающих ранений, краниофациальных повреждений и вдавленных переломах черепа.
2.4 Тактика и хирургическое лечение внутримозговых гематом и очагов размозжения головного мозга. Показания и техника декомпрессионной трепанации черепа.

Учебный модуль – 3 «Стандарты ведения пострадавших с тяжелой черепно-мозговой травмой. Хирургическое лечение осложнений и последствий травм головы»:

3.1 Прогностические факторы тяжелой травмы мозга. Профилактика вторичного повреждения мозга при черепно-мозговой травме.
3.2 Современные стандарты интенсивной терапии пострадавших с черепно-мозговой травмой.
3.3 Профилактика и лечение гнойно-септических осложнений черепно-мозговой травмы.
3.4 Показания и методы хирургического лечения последствий травмы головного мозга и черепа.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Новые технологии диагностики и лечения нейроонкологических больных»

(срок обучения – 36 академических часов)

Цель: совершенствование профессиональных знаний и компетенций по определению показаний к хирургическим пособиям при опухолях ЦНС: освоение принципов проведения предоперационного дообследования и хирургических вмешательств у больных с опухолями головного и спинного мозга, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Категория слушателей: врачи по специальностям «Нейрохирургия», «Неврология»
Срок обучения / трудоемкость: 36 академических часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 6 академических часов в день.

Учебный модуль – 1 «Предоперационное обследование больных с первичными и метастатическими опухолями ЦНС»:

1.1 Предоперационное обследование больных с первичными и метастатическими опухолями ЦНС.
1.2 Эпидемиология и классификация опухолей ЦНС.
1.3 Клиническая картина первичных и метастатических опухолей головного мозга.
1.4 Клиническая картина первичных и метастатических опухолей спинного мозга и позвоночника.
1.5 Алгоритм инструментальной диагностики больных с первичными и метастатическими опухолями ЦНС.
1.6 Показания к хирургическому лечению при первичных и метастатических опухолях ЦНС.

Учебный модуль – 2 «Интраоперационные технологии в лечении опухолей ЦНС, роль малотравматичных доступов к их удалению»:

2.1 Интраоперационный нейрофизиологический мониторинг.
2.2 Малотравматичные доступы при удалении опухолей головного мозга.
2.3 Трансназальная хирургия опухолей основания головного мозга и черепа.
2.4 СТБ – возможности и показания к применению.
2.5 Вертебропластика в нейроонкологии.

Учебный модуль – 3 «Комплексная терапия больных с опухолями высокой степени анаплазии»:

3.1 Роль проведения лучевой терапии и радиохирургии в лечении опухолей ЦНС.
3.2 Химиотерапия в лечении опухолей головного и спинного мозга высокой степени анаплазии.
3.3 СТБ – возможности и показания к применению.
3.4 Вертебропластика в нейроонкологии.


 

ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ КАФЕДРЫ НЕЙРОХИРУРГИИ

 


 

План циклов повышения квалификации по госзаданию на первый квартал 2024 года

План проведения циклов повышения квалификации НМО на внебюджетной основе на 2024 год

Учебно-производственный план циклов повышения квалификации с расписанием на 2 полугодие 2023

Тематические планы циклов усовершенствования врачей 2023-2024

Примеры тестовых заданий

Порядок зачисления и перечень документов для прохождения циклов повышения квалификации

Образец ходатайства

Образец заявления